Одаренный ребенок в семье. Детская одаренность Одаренные дети отлично решают проблемы

Многие родители мечтают о том, чтобы их малыш был самым-самым: самым умным, самым красивым, самым счастливым и, конечно, обладал ярко выраженным талантом, то есть был одаренным ребенком. Можно ли запрограммировать зачатие именно такого ребенка или нам остается только полагаться на благосклонность судьбы?

Одаренный ребенок – это тот ребенок, который по уровню интеллектуального развития превосходит других детей своего возраста. Таких детей еще называют вундеркиндами (от нем. «wunderkind» – «чудесное дитя» ) – у них рано начинают проявляться повышенные способности к разным видам деятельности, особенно в интеллектуальной и творческой сфере. Ребенок может удивлять музыкальными способностями, отличной памятью, логикой, любознательностью. Крайняя и очень редкая степень одаренности ребенка – гениальность . Но гении, по статистике, рождаются раз в 100 лет, и не всегда такая особенность приносит ребенку счастье.

Научный подход к зачатию одаренного ребенка

Издревле людей интересовал вопрос совершенствования наследственных свойств человека, в конце 19-го века даже возникла целая наука – евгеника – учение о влиянии человека на эволюцию человечества, о законах наследования одаренности и таланта у ребенка. Ученые собирали данные, связанные с наследственными особенностями человека, пытались установить причину появления нездорового или одаренного потомства. К сожалению, не всегда такие исследования приносили пользу, например, во время второй мировой войны Гитлер пытался уничтожить целые народы, которые, по его мнению, были неполноценными.

Сегодня с вопросом зачатия одаренного ребенка пытается разобраться генетика, включающая в себя разнообразные направления исследований. Возможности современной науки все время увеличиваются: появилось клонирование, различные манипуляции с генами. Но в то же время возросла и опасность борьбы с социальными недостатками при помощи биологии – а такое вмешательство в природу может привести к необратимым последствиям.

Врачи-генетики советуют для увеличения шансов рождения здорового ребенка провести генетический анализ хромосом будущих родителей, содержащих информацию о наследственных заболеваниях.

Существуют теории о зачатии одаренного ребенка, которые можно считать около научными ввиду недостаточного их исследования, но, тем не менее, они имеют право на существование. Так, считается, что вероятность рождения вундеркинда увеличивается при таких обстоятельствах:

  • женщина значительно моложе мужчины;
  • будущие родители жили на удаленных друг от друга территориях;
  • и мужчина, и женщина обладают одинаково высоким уровнем интеллекта.

Как повысить шансы на зачатие одаренного ребенка

Схемы действий для зачатия одаренного ребенка, которая бы давала 100% результат, не существует. Но будущие родители со своей стороны могут постараться повысить шансы на успех такого мероприятия, для этого как минимум за полгода до планируемого зачатия им следует:

  • оздоровиться;
  • исключить вредные привычки: алкоголь, курение;
  • полноценно питаться;
  • жить в экологически чистом регионе;
  • исключить стрессы.

Последующее развитие одаренного ребенка

После зачатия родителям нужно продолжать придерживаться этих правил, особенно женщине. Обстановка вокруг беременной должна быть гармоничной, женщина должна окружать себя красотой и быть активной и жизнелюбивой. В этот период рекомендуется слушать прекрасную музыку, изучать искусство, читать хорошую литературу – все это способствует появлению на свет одаренного ребенка.

После рождения малыша самое главное - создать в семье гармоничную атмосферу для его развития, любовь всех членов семьи друг к другу будет определяющим фактором. Также очень важна для ребенка среда, в которой он находится.

К сожалению, вундеркинд, вырастая, часто теряет свою уникальность, «выравнивается» с большинством. Чтобы этого не произошло, ни в коем случае не следует подавлять таланты одаренного ребенка, а наоборот, родителям нужно попытаться максимально их развить.

Галина Поченок

Томасу Эдисону, возможно, самому блестящему изобретателю в истории человечества, когда-то сказали, что он слишком недалекий и неспособный к обучению. Альберт Эйнштейн, величайший физик, с детства слышал от многих людей, что он ни на что не годен. Одаренность – это сложный подарок судьбы, а дети с высоким интеллектом часто бывают непонятыми и недооцененными.

Что такое одаренность? Это когда способности ребенка значительно выше нормы для их возраста. И одаренность может проявляться в разных сферах: языки, творчество, математика или наука.

Как можно распознать её в детях?

1. Они постоянно спрашивают, как все устроено

Любопытство одаренного малыша можно сравнить с поведением домашнего животного, постоянно изучающего окружающую среду. Одаренные дети всегда и обо всем интересуются. Родителям можно пожелать только терпения, чтобы справиться с непрекращающимся потоком вопросов.

2. Они предпочитают компанию взрослых людей

Одаренные дети быстро схватывают темы, обсуждаемые в садике и школе, особенно в раннем возрасте. В результате им становится скучно общаться со своими сверстниками. Потому ребенок будет искать компанию более старших детей или взрослых.

3. Они любят читать

Неудивительно, что большинство суперуспешных людей, например, Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и многие другие, в детстве обожали читать. Одаренные дети действительно быстрее и раньше выучиваются чтению, а потом взахлеб поглощают книги.

4. Они глубоко изучают предмет

Ребенок, который умеет выдавать оригинальные мысли и идеи, вероятно, является одаренным и исключительным. Большинство маленьких детей обычно пересказывают заданный материал для учителя, а одаренный ребенок изучит еще и дополнительную информацию, чтобы глубже понять тему.

5. Они умеют сосредотачиваться

Одаренные дети, как правило, обладают удивительной сосредоточенностью. Когда им дают задачу, они упорно работают над ней до завершения. Телевизоры, видеоигры и социальные сети не отвлекают их внимания.

6. Они неидеальны

Даже одаренные дети не являются идеальными людьми. Они могут показывать прогресс в определенных областях, но оставаться невнимательными, ленивыми или же сражаться с собственной неорганизованностью.

7. Они берут на себя лидерские роли

Не все одаренные дети берут на себя инициативу, но лидерство – это их конек. Даже одаренный ребенок-интроверт будет время от времени выходить из своего собственного мира, чтобы направлять своих сверстников. Такое часто происходит во время групповых проектов. Ребенок просто умеет видеть, переосмысливать и решать проблему, задавая своим сверстникам направление.

8. Они превосходят ожидания

Естественно, когда ребенок мал, мы не ожидаем от него слишком многого. Но одаренность проявляется быстро. Такой ребенок начинает опережать этапы стандартного возрастного развития: раньше читать, раньше говорить, раньше развиваться во всех смыслах.

9. Они быстро понимают схемы и шаблоны действий

Одаренные дети имеют исключительную способность замечать установленные схемы и шаблоны, то есть логику поведения и действий. Они все замечают и фиксируют, например, расписание автобуса под домом. Такие дети наблюдательны и быстро запоминают ключевую информацию.

10. Они обладают широтой знаний

Илон Маск, основатель компаний SpaceX, Tesla и Solar City, был одаренным ребенком. Когда он перечитывал все книги, имеющиеся в наличии, то принимался за энциклопедии. Из-за их стремления к знаниям, одаренные дети жадно накапливают и хранят информацию всех видов.

20 ноября во всем мире отмечается Всемирный день ребенка. Почти полвека тому назад Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей.

Сегодня вопросам раннего развития и воспитания детей уделяется много внимания. Психологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.

Существует множество методик, которые развивают у ребенка интеллект, память и творческие способности. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей ребенка.

В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.

Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить - оценивать, если оскорблять - быть виноватым. А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.

Игры

Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.

Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.

Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.

Музыка вместо иностранных языков

Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так. Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет. Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.

Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет. Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок. Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.

Еще один миф теории раннего развития - показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки. Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо. Цифры поможет выучить игра в лото.

Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Главное - здоровье

Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.

Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.

Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.

Методики раннего развития

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика - это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.

Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти - двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию.

В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).

Методика Фребеля

Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх. Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи. Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.

Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем - умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки - так называемых "блоков Фребеля". Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку.

Методика Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания - ребенок. В "погружающей" среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте. Задача учителя - наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".

По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные "рамки и вкладыши". Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.

Методика Глена Домана

Глен Доман - американский педиатр, основатель филадельфийского института "Better Baby Institute" (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг. благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей. Основа его методики - развитие зрительных и физических способностей с рождения.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому - от иностранного языка до высшей математики.

Цель методики Домана, по его собственным словам, - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".

Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.

У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.

Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.

Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:

1) Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

2) Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

3) Никогда не проверяйте своего ребенка;

4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Методика Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки - японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: "музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным - это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен".

Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название "Рождение таланта". Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.

Методика Никитиных

Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины - педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.

Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни. "Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития". Никитины - авторы таких развивающих игр, как "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Дроби", "Кирпичики", "Кубики для всех", "Уникуб".

Методика Зайцева

Николай Зайцев - педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева - складовой принцип, т. е. самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук. Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами).

Известным пособием Зайцева является "Кубики". Но также есть "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Читай и пой" с аудиокассетой, пособие "Пишу красиво". Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.

Методика Тюленева

Павел Тюленев - социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов - новаторов. Он - автор "Метода интеллектуального развития ребенка", или "Системы ускоренного обучения МИР". Среди книг Тюленева есть такие, как "Читать раньше, чем ходить", "Считать - раньше, чем ходить" "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать - раньше, чем ходить".

Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.

Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одаренные дети Монкс Франц

Глава 8 Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка? Важно сделать это как можно раньше

Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка?

Важно сделать это как можно раньше

Безусловно, об одаренности ребенка лучше всего узнать как можно раньше. Одаренность важно распознать еще до того, как ребенок начал отставать в школе и потерял всякую мотивацию, еще до того, как он просидел всю начальную школу, так и не научившись напрягаться для выполнения заданий (что потом непременно отразится на его учебе в старших классах или в университете), еще до того, как он погрузился в социальную изоляцию, и уж точно до того, как на него поставят клеймо «трудный ребенок» и отправят на консультацию к психиатру.

Чем раньше вы разберетесь, что перед вами одаренный ребенок, тем лучше: это убережет вас от множества ненужных проблем. Но с какого возраста можно установить одаренность ребенка? Согласно современной точке зрения, одаренного ребенка можно и нужно распознать при поступлении в школу.

Некоторое время назад на одной конференции был сделан доклад об одаренных младенцах. Зал моментально загудел. Бывают ли одаренные младенцы? Зачем их изучать? Оставьте малышей в покое! Младенцами можно только умиляться.

Не стоит ставить на одну чашку весов научное наблюдение и описание поведения младенцев и «желание некоторых родителей увидеть одаренность в своем ребенке» или «стремление сделать ребенка одаренным» с помощью обучения. Для ученых вопрос заключался в том, можно ли констатировать одаренность в младенческом возрасте. Если исходить из определения, предложенного Монксом – Рензулли, то наличие у младенцев хороших (выше среднего) интеллектуальных способностей, креативности и целеустремленности в совокупности с поддержкой со стороны внешней среды является задатками для высоких достижений. Что же представляют собой высокие достижения младенца? Мы привыкли определять интеллектуальность, креативность и целеустремленность детей по деятельности, похожей на деятельность взрослых: разговоры, чтение, активность, понимание, реакция на разные ситуации и установление взаимосвязей между вещами. Эту информацию проще всего извлечь из того, как дети учатся в школе, занимаются музыкой или спортом.

Какие же поведенческие характеристики младенцев могут служить показателями одаренности? Младенцы еще не умеют говорить и выражают себя примерно одинаково. Тем не менее и они отличаются друг от друга, например по тому, как они понимают разные ситуации и реагируют на них, а также по степени их активности. Многие дети, которые впоследствии оказались одаренными, уже сразу после рождения начинали активно рассматривать все вокруг и с интересом «изучали» объекты и людей в своем окружении. Но не все одаренные дети ведут себя так сразу после рождения.

Наблюдательность

Только лишь в последние несколько десятилетий стало понятно, что мир младенцев выглядит совсем по-другому, чем полагали раньше. Оказалось, что даже младенцы достаточно активно изучают свое окружение. Для этого ребенку, помимо условий отдыха, должны быть предоставлены определенные возможности. Именно в первые годы жизни закладывается основа для интеллектуального, социального и личностного развития. Это развитие в большой степени определяется окружением. Более подробно об этом написано в главе 10.

Речевое развитие

Одаренность иногда довольно рано проявляется в речевом развитии, потому что именно речь является основой мыслительного процесса ребенка. Главный признак одаренности – самостоятельное построение речевых конструкций, а не просто повторение и подражание. Иногда уже в один год одаренные дети имеют в своем лексиконе несколько слов, которые они могут активно использовать для создания целых предложений. Некоторые дети начинают говорить позже, в полтора или два года, и тогда нередки случаи, что они сразу произносят целые грамматически правильные фразы. Причиной этого считают присущий одаренным детям перфекционизм: они начинают говорить только тогда, когда уже по-настоящему хорошо умеют это делать.

Раннее развитие чтения и письма

Одаренные дети часто начинают спонтанно читать и писать еще в младшем или старшем дошкольном возрасте. Вполне логично, что они раньше, чем большинство их сверстников, проявляют к этому интерес, ведь их речевое развитие также идет с опережением. Часто одаренные дети вырабатывают свой собственный подход к числам и величинам. Но не все одаренные дети начинают рано читать и не все дети, которые начинают рано читать – одаренные. Тем не менее нашего внимания заслуживает тот факт, что дети хотят и могут читать еще до того, как пойдут в школу. Например, стоит задуматься, чем же они будут заниматься в школе, ведь другие дети только еще учатся читать?

Аафке 16 месяцев, и она каждое утро стоит на подоконнике и смотрит на улицу. Ее крепко держит мама, и они вместе смотрят на проходящих мимо их окна собак, студентов и уборщиков мусора. Некоторые люди проходят мимо окна каждый день, как, например, та женщина с маленькой собачкой. В один холодный осенний день эта женщина в первый раз надела на руки перчатки. Аафке завороженно говорит о ней: «Эта женщина надела перчатки, поэтому ее руки не замерзнут». Для ребенка пяти лет это был бы вполне нормальный комментарий, но тот факт, что ребенок, которому еще нет и полутора лет, устанавливает причинно-следственную связь между холодом и надеванием перчаток, а также сообщает об этом в форме грамматически правильного предложения, является редкостью.

Как распознать одаренность?

Любые окончательные перечни и списки всегда нужно воспринимать с долей недоверия. Каждый человек уникален. Приведенный ниже список не является исчерпывающим и не распространяется на всех детей. Тем не менее перечисленные в нем важные характеристики могут помочь выявить ранние признаки одаренности.

1. С психологической точки зрения, одаренные дети опережают в развитии своих сверстников, поэтому их интеллектуальные интересы часто значительно разнообразнее и глубже того, что считается нормой для их хронологического возраста. Из-за того, что их физическое развитие обычно идет в общем русле, без опережения, людям часто бросается в глаза несоответствие между физическим и умственным развитием одаренных детей. Некоторые видят в этом проблему, но ни в одном учебнике по психологии развития не написано, что разум и тело должны развиваться в строгом соответствии с хронологическим возрастом, то есть с одной и той же скоростью в одни и те же жизненные периоды. В психологии хронологический возраст используется лишь в качестве усредненного ориентира для описания общего развития человека, а также как шкала для оценки развития определенных сфер жизнедеятельности человека, например, его психических или физиологических процессов.

2. Одаренные дети уже в раннем возрасте часто привлекают к себе общее внимание, поскольку они очень любопытны и хотят учиться. Хорошо известно, что в определенном возрасте все дети становятся «почемучками», но то, что у обычных детей начинается около трех лет, у одаренных детей появляется гораздо раньше и, похоже, никогда не проходит. Одаренных детей не устраивают неполные ответы на их вопросы, и они продолжают спрашивать до тех пор, пока не поймут, как все обстоит на самом деле.

3. У одаренных детей обычно много энергии, и они кажутся неутомимыми, испытывая терпение своих родителей и учителей. Следует отметить, что многие умные дети, видимо, обладают подвижной нервной системой, и вечером, уже лежа в постели, им бывает непросто успокоиться. Есть также и такие дети, которые очень хорошо спят, потому что они очень активны в течение дня.

4. Одаренные дети могут целенаправленно и сосредоточенно заниматься одним делом, а могут заниматься одновременно различными делами. По-видимому, они способны очень эффективно воспринимать и перерабатывать информацию. Их внимание, которое может быть распределено сразу на несколько предметов, часто ошибочно считают поверхностным.

5. В дополнение к отличной памяти и широким интересам одаренные дети часто имеют особое чувство юмора. Нередко можно наблюдать детей двух-трех лет, которые придумывают шутки, экспериментируя со звуками и словосочетаниями. Так, например, маленький мальчик лет пяти придумал шутливое ругательство: «Колумбийский вегетарианец». Он считает, что это звучит как ругательство, и в то же время всем ясно, что он никого не хочет обидеть.

6. Свойственный одаренным детям перфекционизм, их желание по возможности все делать самостоятельно и по-своему приводит многих родителей и учителей в отчаяние. Желание изучить все досконально является для одаренных детей вполне нормальным. Этой же склонностью к перфекционизму можно, как уже упоминалось ранее, объяснить и наблюдающееся у некоторых одаренных детей позднее речевое развитие. Зато когда эти дети ни с того, ни с сего начинают говорить, то употребляют наисложнейшие фразы, используя придаточные предложения, множественное число и правильно спрягая глаголы, и все это часто в возрасте до двух лет.

Бас ничего не говорит и все думают, что он и слова правильно произнести не может. Но вдруг он изрекает: «Смотри, вон белка!». Его мама настолько поражена этим неожиданным прогрессом, что немедленно сажает Баса в машину и везет его в офис мужа. Там она говорит мужу: «Послушай, что он мне вдруг сказал!». После чего мальчик, который до сих пор производил лишь нечленораздельные звуки, говорит: «Я только что сказал маме: „Смотри, вон белка!“».

7. Вероятно, с их перфекционизмом и тщательностью связано то, что одаренные дети иногда уже с трех или четырех лет начинают задумываться о смысле жизни и настойчиво расспрашивают об этом взрослых. Они хотят знать не только, откуда происходят люди, но и куда движется человечество. Теперь вы понимаете, почему так много одаренных детей увлекается динозаврами и астрономией. Если углубиться в изучение этих областей, у вас непременно возникнут такие вопросы, как «откуда мы происходим?» и «куда мы движемся?».

8. Есть много одаренных детей, у которых потребность в «буквах» настолько сильна, что они используют все подряд, включая упаковки от хлопьев и коробки от сладостей, чтобы научиться читать и писать. Но это свойственно не всем одаренным детям. Никто пока систематически не исследовал, почему такое стремление присуще лишь некоторым дошкольникам, но нам кажется очевидным, что это всего лишь индивидуальные предпочтения. Близнецы Тайс и Сюзанна (глава 5), которым на данный момент уже двадцать три года, являются хорошим тому примером. Сюзанна очень рано самостоятельно научилась читать и писать, а рисовать начала, когда была еще настолько мала, что только что могла держать карандаш. Тайс, напротив, не прикладывал ни малейшего усилия, чтобы научиться читать, писать или рисовать. Он был небрежен и даже в школе эти предметы не вызывали у него никакого интереса. Но зато у него, как у настоящего мальчишки, вызывало интерес все, на чем были кнопки, которые он мог крутить и нажимать, чтобы извлекать звуки или зажигать лампочки. Теперь, когда близнецы уже взрослые, можно констатировать, что Сюзанна обладает особым талантом к письму и рисованию, и она по-прежнему охотно и много читает. В то же время Тайс читает книги только при крайней необходимости и редко пишет от руки. Его интерес к кнопкам, однако, тоже принес свои плоды: когда ему было тринадцать лет, он создал свою небольшую интернет-компанию, где он зарабатывал достаточно большие для его возраста суммы денег. В их профессиях мы непременно найдем те предпочтения, которые они выказывали, еще когда были детьми. А то, что тогда им было несвойственно, не появилось и в более позднем возрасте.

У ребенка, который очень рано самостоятельно научается читать и писать, часто развивается неразборчивый почерк, потому что тонкая моторика в этом возрасте еще недостаточно развита. Но это не повод для того, чтобы удерживать его от этих занятий. Вы же не станете сдерживать ребенка, который только начал ходить, потому что боитесь, что в противном случае он в более позднем возрасте не будет обладать изящной походкой. Все понимают, что это было бы неправильно. То же самое и с умственным развитием. Для учителей начальной школы, где таким детям с опережением в развитии не всегда рады, именно некрасивый почерк часто является камнем преткновения. К счастью, моторные навыки, необходимые для письма, можно довольно быстро улучшить с помощью специальных упражнений.

9. Умные дети часто обращают на себя внимание тем, что у них рано формируются числовые понятия, часто они вырабатывают свой собственный способ счета. Например, Вера, которой было три с половиной года, часто сидела за столом с матерью, когда та занималась шитьем. Она играла с сантиметром, и, складывая его вдвое и втрое, вдруг обнаружила, что кусочек в два сантиметра сначала превращается в четыре сантиметра, а затем в шесть. Таким образом, через игру она открыла, что так можно считать. Ее маме это понравилось. Такой самостоятельно изобретенный способ счета сильно отличается от метода, принятого в начальной школе.

Опять же в такой ситуации настойчивое вмешательство учителя может вызвать ненужное противодействие со стороны ребенка. Если вы слишком строго требуете, чтобы ребенок, который с таким наслаждением открывает для себя все новое, следовал принятому в школе методу счета, это может оказаться для него большим разочарованием и отбить все удовольствие от похода в школу.

10. У одаренных детей в возрасте около года пассивный словарный запас состоит из более чем сотни слов. В этом они опережают своих сверстников примерно на год.

11. Способность к установлению связей между событиями, такими, например, как связь между выключателем и лампой, а также понимание причинно-следственных связей, таких как связь между перчатками и холодом, одаренные дети могут нередко демонстрировать уже в возрасте около девяти месяцев. Здесь они опережают своих сверстников примерно на два года.

12. Представление о константности объектов (понимание, что объект существует даже после того, как он пропал из виду), которое обычно формируется начиная с полутора лет, у одаренного ребенка проявляется уже на первом году жизни.

13. Другим ранним признаком одаренности является опережающее развитие психомоторики. Как правило, дети в возрасте примерно в два года начинают перелистывать страницы книги при помощи большого и указательного пальца. Одаренные дети часто начинают делать это уже в девять месяцев. Кроме того, они могут пальчиком показывать на картинки в книгах и на невербальном уровне давать маме или воспитательнице понять, что хотят услышать от них пояснение или рассказ. Часто бывает, что одаренные дети начинают ходить еще до года, а иногда уже в семь или восемь месяцев. В этом они опережают своих сверстников примерно на пять месяцев. (Более подробная информация о нормах психологического развития содержится в книге M?nks & Knoers, 2009.)

Этот перечень поведенческих характеристик не является полным, но он может служить полезным руководством для раннего выявления одаренности у детей. Распознание одаренности, в свою очередь, позволит лучше выстроить план для работы с этими детьми. Для развития одаренных детей и формирования их «образа Я» важно сделать так, чтобы их потребности в развитии могли удовлетворяться уже в очень раннем возрасте. Если вовремя не признать, проигнорировать или даже тормозить детскую любознательность, это может привести к нарушению здорового и гармоничного развития ребенка.

Из книги Воспитание без крика и истерик. Простые решения сложных проблем автора

Из книги Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 6 «Что делать», или Правила безопасности, когда уже поздно Сверстника не стыдно послушаться, но дать себя убедить взрослому, а уж тем более растрогать – это дать себя провести, обмануть, расписаться в своем ничтожестве; к сожалению, дети правы, не доверяя нам. Януш

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Что делать, когда он поздно приходит домой? Плакать – заставить чувствовать себя «плохо», если не использовать часто, «потоп» может даже заставить его извиниться: «А-а-а! О-о-о! Ты пришел очень поздно. Я истревожилась вся! А-а-а!» Обвинять. Умирающим голосом сравнивать

Из книги Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я автора Миллер Алис

I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами Все, что угодно, кроме правды Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Глава 12. Можно ли что-нибудь сделать? «Дорогая Энн Лэндерс, я пишу письмо от имени своей сестры, мачехи двадцатидвухлетнего парня, которого выгнали из школы. Я буду называть его „Дэнни“. Отец мальчика развелся со своей первой женой, когда Дэнни был еще младенцем. Он живет

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

Из книги Измени свой мозг - изменится и тело! автора Амен Дэниел

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Из книги Fuck It. Послать все на... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию автора Паркин Джон

Глава III Оптимист – это продуманный пессимист, или Что можно сделать сегодня, чтобы потом не думать, что что-то в жизни упустил – Хочу быть самым красивым, удачливым и счастливым человеком на свете!!! Ну, хотя бы, чтоб сегодня было лучше, чем вчера!!! – скажешь ты.– Ну и что

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Одаренные дети автора Монкс Франц

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 10 Как правильно стимулировать развитие одаренного ребенка дома Не только в школе, но и дома многие родители встают перед вопросом, как подобрать правильный подход к своему одаренному ребенку. Дома ребенку необходимы как условия для отдыха, так и обогащенная

Из книги Антистресс для будущих родителей автора Царенко Наталья

54. Не пытайтесь вразумить ребенка раньше времени Если вы будете понимать детей, учитывать, что они не являются уменьшенной копией взрослых, а устроены по-своему, то тем самым сможете избежать многих разногласий и разочарований. Если вы будете наивно полагать, что ребенок

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Пол ребенка – это важно? Современные родители делятся на две большие категории: те, которые хотят сюрприза от природы, следуют естественному ходу событий и не пытаются узнать заранее, кто у них родится – мальчик или девочка, – такие родители нередко удивляют докторов

Из книги автора

Как распознать ребенка-лидера? Многие родители впервые задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети уже достигают подросткового возраста. Но ведь начинается все с самого рождения!Ребенка-лидера легко распознать уже в трехлетнем возрасте. Именно он

В современной системе образования особое место занимает к ребенку. Сегодня недостаточно просто передать стандартный объем знаний подрастающему поколению. Важно способствовать становлению гармоничной личности ребенка. Для реализации такой задачи требуется внимательно исследовать желания и возможности, способности каждого малыша. В связи с развитием таких тенденций в мировом обществе, появилось и повышенное внимание психологов, педагогов к вопросу одаренности детей. Если еще буквально несколько лет назад данное понятие обозначало, что человек обладает какими-либо сверхспособностями, то сегодня оно формулируется иначе.

В нашей статье мы выясним, каким образом проявляются способности одаренных детей, какими методами диагностики возможно их выявить и какие существуют особенности педагогической работы с такими малышами.

История возникновения понятия «одаренность»

Несмотря на то что на сегодняшний день одаренный ребенок — это востребованная и перспективная личность, еще совсем недавно выявлением и развитием способностей у детей не занимались ни психологи, ни ученые.

История возникновения понятия «одаренность» (характеризующая взрослого человека) насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем интеллектуальных возможностей, выделялись из общей масса: их выбирали вождями племени, они становились шаманами или целителями.

Такие термины, как «гений» и «талант», зародились во времена античного мира. Известно, что указанная эпоха прославилась большим количеством выдающихся творческих людей, мыслителей. Исследуя труды разных авторов этого периода, можно выделить такую главную мысль, что гениальность и талант — это не что иное, как дар богов. Отсюда и появился термин «гений», который с латинского языка переводится, как «дух». Античные мыслители считали, что люди с нестандартными способностями в какой-либо отрасли были присланы богами для того, чтобы усовершенствовать существующий мир. Такая мысль описана в трактатах Г. Гегеля, И. Канта и других.

Кто же такой «гений» в понимании античных мыслителей? Это скорее мифологическая фигура, которая представлялась людям того времени бессмертным полубогом в человеческом облике. В первую очередь к гениям относили поэтов и художников и только позже к талантливым людям стали причислять выдающихся исследователей и общественных деятелей.

Лишь в середине XIX века ученым (двоюродным братом Ч. Дарвина) была выдвинута теория о «земном» происхождении одаренности человека. В своей книге «Наследственность таланта: ее законы и последствия» исследователь утверждает, что одаренность передается по наследству. Такие выводы ученый получил экспериментальным путем, проанализировав родословную историю 300 семей.

Но в это же время появляются и другие взгляды на происхождение таланта. А именно, исследователи предположили, что одаренный ребенок - это не дар природы или божественных сил. Авторы идеи «чистого листа» («табулы расы») утверждают, что дети рождаются без наследственных способностей, какой-либо предрасположенности к неординарной мыслительной деятельности. А на формирование гениальности влияют социальная среда и воспитание. Такие взгляды имеют место и в современном обществе. И в них есть определенная доля правды - действительно, окружающая среда оказывает большое влияние на развитие способностей детей, но исключать природные задатки человека, генетическую предрасположенность никак нельзя.

Одаренность интеллектуальная

С развитием медицинской и психологической науки значительно расширились возможности анализа и исследования факторов, которые определяют понятие одаренности. В этот период наиболее важным критерием оценки способностей стал так называемые уровень интеллекта (IQ). Такими учеными, как А. Бине, В. Штерн, Г. Мюллер, Г. Вйзенк, Д. Хебб, были разработаны специальные тесты для определения указанной характеристики. Но такой подход был подвержен критике.

Противниками данной теории приводились доводы о том, что даже люди с невысоким уровнем умственного развития могут быть одаренными. Известны примеры, когда дети с врожденными генетическими заболеваниями обладали неординарными способностями в таких сферах, как, например, художественное, музыкальное, декоративно-прикладное искусство и другие.

в России в начале XX века

Данный период характеризуется повышением интереса к проблеме одаренности детей. Многие ученые, психологи и педагоги пытаются дать наиболее точную формулировку такого явления. Также разрабатываются различные методики диагностики способностей детей. Так, была составлена система Г.И. Россолимо, которая предполагала измерение таких качеств личности, как:

  • воля;
  • внимание;
  • ассоциативность;
  • запоминание.

Таким образом, как доказано экспериментальным путем, одаренный ребенок — это не только тот, который имеет высокий уровень интеллекта. Способные дети отличаются волевыми качествами, стойкостью внимания и памяти,

В этот период впервые была сформулирована и научно доказана мысль о том, что одаренность ребенка развивается на основе врожденных генетических задатков в процессе социальной, образовательной и воспитательной деятельности.

Большой вклад в психологию одаренности внесли Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, А.Г. Петровский и другие.

Также отметим, что в начале XIX века, помимо исключительно ученого интереса, к проблеме одаренности присоединяется и социальная потребность в разработке, исследовании данного явления. Современное общество нуждается в талантливых людях: инновационные идеи, научные открытия, высокие достижения в какой-либо области знаний способствуют развитию каждого индивидуума и страны в целом.

Понятие одаренности

На сегодняшний день не существует единой конкретной формулировки такого понятия, как «одаренность». Каждый исследователь находит свой подход к данной проблеме. Тем не менее, если проанализировать психолого-педагогическую литературу, можно определить «одаренность» как качество психики человека, развивающееся в течение всей жизни и влияющее на способность индивидуума достигать результатов, которые отличаются от стандартных. Также психологи отмечают, что такое явление — это результат взаимодействия врожденных данных человека, окружающего его социума и психологических механизмов саморазвития.

Почему психологи пришли к выводу о том, что именно в детском возрасте следует особое внимание уделять диагностике и развитию способностей? Дело в том, что именно в период взросления происходит формирование различных индивидуальных психологических качеств. Воспитание одаренных детей — важная составляющая последующего развития способностей. Поэтому педагогам следует уделить особое внимание таким ученикам. Детский возраст характеризуется повышенной активностью различных психических процессов, становлением личности. Такая почва является благодатной для развития врожденных задатков малыша.

Кто же такой одаренный ребенок? Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Так, на сегодняшний день существуют такие прямо противоположные мнения, как:

  • одаренных дети — это редкость, нестандартные способности развиваются в процессе образования;
  • все дети рождаются одаренными, дальнейшее проявление их способностей зависит от условий социума.

Так или иначе, одаренный ребенок — это индивидуум, который проявляет какие-либо способности выше среднего установленного уровня. Как должны проявляться эти самые способности — в одной какой-либо области знаний или в нескольких, как их диагностировать в раннем возрасте, что является «стандартом», а что «неординарностью» — на все эти вопросы продолжают искать ответы психологи во всем мире.

Тем не менее, определенное структурирование, систематизация полученных данных от различных наблюдений, исследований, экспериментов отмечены в специальной литературе. Мы поделимся данной информацией ниже.

Характерные признаки одаренности

Какие же качества личности могут свидетельствовать о наличии у ребенка неординарных способностей?

Принято различать два аспекта поведения ребенка:

  1. Инструментальный — то, как малыш выполняет какое-либо действие.
  2. Мотивационный — определяет отношение ребенка к деятельности.

В свою очередь, данные аспекты поведения могут быть проанализированы по следующим критериям. Так, инструментальный характеризуется:

  • быстрым (что называется «не по возрасту») овладением какой-либо деятельностью, успешной ее реализацией;
  • изобретением новых путей решения сложившейся проблемной ситуации;
  • формированием креативных идей, открытий (новаторство).

Также талантливый ребенок часто создает собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, владеет навыками структурирования, обобщения, анализа, а также отличается особым типом обучаемости. Поэтому работа с одаренными детьми на уроке требует индивидуально-личностного подхода.

Мотивационный аспект проявляется в следующем:

  • у ребенка отмечается повышенный интерес к каким-либо видам деятельности;
  • малыш отличается познавательной активностью, склонностью к исследованию, анализу явлений;
  • стремление к самосовершенствованию, неприятие готовых стандартных ответов на поставленную задачу;
  • повышенная избирательность (например, к предметам художественного искусства, музыки и другое).

Нередко одаренные дети дошкольного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие малыши отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемной ситуации.

Но заметив в поведении ребенка описанные признаки, можно лишь предположить наличие определенных способностей и склонностей.

Виды одаренности

Опираясь на данные наблюдений за детьми, обладающими определенными способностями, исследователи пришли к выводу, что классифицировать одаренность возможно по следующим критериям:

  • виду деятельности, в которой ребенок преуспевает;
  • форме внешнего проявления способностей;
  • степени сформированности;
  • широте проявления в разных видах деятельности ребенка;
  • по возрастным особенностям.

По критерию «вид деятельности» классификация одаренности осуществляется на основе известных пяти видов деятельности: теоретической, практической, коммуникативной, духовно-ценностной и художественно-эстетической; и трех психических сфер: эмоциональной, волевой, интеллектуальной. Часто одаренные дети в саду обладают способностями в определенной сфере деятельности: пении, рисовании, конструировании и др.

По форме внешнего проявления талантливые и одаренные дети могут обладать явными и скрытыми неординарными способностями. Если в первом случае результаты деятельности малыша наглядно указывают на его гениальность, то диагностировать воспитанника со скрытой формой таланта — задача психологов, педагогов и родителей ребенка. Нередко такие остаются незамеченными, что приводит к тому, что талантливый от рождения человек попросту не использует свой потенциал в течение жизни.

По степени сформированности различают одаренность:

  1. Актуальную, которая характеризуется наглядными результатами деятельности талантливого ребенка. Работа учителя с одаренными детьми, которые демонстрируют свой талан, заключается в том, чтобы дальше развивать способности, помогать преодолевать препятствия на пути к результату, мотивировать к деятельности.
  2. О потенциальной говорят тогда, когда у малыша имеются природные задатки и способности, которые на данный момент остаются непроявленными. В диагностике такого вида способностей у ребенка должны принимать участие не только педагоги, но и родители одаренных детей, ведь именно близкие родственники имеют возможность наблюдать за поведением малыша длительное время, выявлять закономерности.

По широте проявления выделяют:

  1. Общую одаренность, которая характеризуется тем, что ребенок проявляет нестандартные способности в разных видах деятельности и областях знаний. Именно о таких людях говорят: «Талантливый человек — талантлив во всем».
  2. Специальная одаренность проявляется только в узкой сфере, например, в музыке или рисовании.

По возрастным особенностям одаренность классифицируют на следующие виды:

  • раннюю;
  • позднюю.

Так, нередко педагогами выявляются одаренные дети в детском саду. Таких малышей называют вундеркиндами («чудесными детьми»). Буквально несколько лет назад в психологии появился такой термин, как «интеллектуальный вундеркинд». Это обозначение дается детям, которые не по годам развиты в умственной сфере, например, в двух - трехлетнем возрасте осваивают работу электронных гаджетов, компьютеров, бытовой техники. С развитием технологий и внедрением информационно-компьютерных технологий в процесс образования таких малышей становится все больше, не исключено, что вскоре описанные знания и умения будут считаться нормой развития.

Методы диагностики одаренности

Несмотря на то что психологами разработаны различные опросники и тесты, основными методами диагностики одаренности являются наблюдение и естественный эксперимент. Большой вклад в науку по данной проблеме внес А.Ф. Лазурский. Он предложил наблюдать за ребенком в течение длительного времени (нескольких лет). Такое изучение личности малыша, проявившего определенные способности, может проводиться непрерывно (каждый день), а может — эпизодически.

Еще одним способом отслеживания предрасположенности ребенка к каким-либо способностям является биографический метод. Чаще всего на практике он проводится в виде опросника.

Таким образом, для того чтобы обнаружить в группе детей одаренную личность, потребуется целый комплекс диагностических мер, в том числе:

  • наблюдение за поведением ребенка в условиях учебного учреждения, дома, на дополнительных занятиях и досуге;
  • профессиональное оценивание результатов деятельности малыша;
  • проведение различных психодиагностических мероприятий (опросов, тестов, экспериментальной работы и других);
  • организация интеллектуальных, физических и творческих соревнований.

Проблемы одаренных детей

К сожалению, психологами было отмечено, что одаренный ребенок нередко сталкивается с целым рядом специфических проблем. Опишем самые распространенные из них.

  • Отсутствие интереса к обучению в общеобразовательной школе.
  • Нередко за смелость суждений, находчивость, активность, оригинальность такие дети порицаются, так как обычно учителями и воспитателями ценятся такие качества малышей, как послушание, четкое выполнение правил.
  • На одаренного ребенка взрослые родители и педагоги порой возлагают слишком большие надежды. Малыш, стараясь не огорчить взрослых, нередко выполняет поставленные задачи, хотя на самом деле ему бы хотелось проявить себя иначе.
  • Часто такие дети становятся изгоями в кругу сверстников.
  • Обычно способные дети выбирают друзей старше себя, но в такой ситуации малыши не могут реализовать свои возможности в полной мере за счет значительных отличий в физическом развитии.

Таким образом, работа с одаренными детьми в ДОУ и школе требует знаний психологии, индивидуального подхода, внимания и отзывчивости.

Особенности педагогической работы с одаренными детьми

Безусловно, существуют особенности работы с В обществе бытует мнение, что такие малыши не нуждаются в руководстве и контроле взрослого. На самом деле все совсем наоборот. Дети, обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети в детском саду еще вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта дошкольника. Помимо индивидуальной работы с такими детьми в стенах ДОУ, деятельность по развитию способностей одаренных малышей дошкольного возраста проводится в различных центрах раннего развития.

Работа с одаренными детьми в классе состоит в том, чтобы найти правильный подход к ученику, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманных проектов.

Особенности работы с одаренными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Так, указанная система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стратегии обучения одаренных детей:

  1. Углубление знаний.
  2. Изучение учебного материала ускоренными темпами.
  3. Создание проблемных ситуаций для самостоятельного решения их детьми.
  4. Обогащение материала.

Государственная поддержка одаренных детей

Государство заинтересовано в воспитании одаренных талантливых детей. Поэтому с учетом психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми была разработана целевая программа РФ «Дети России». В ее содержание входит подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления и развития талантливых детей на государственном уровне. В рамках данной подпрограммы проводятся следующие мероприятия:

  1. Всероссийские олимпиады по отдельным учебным предметам.
  2. Олимпиады, конкурсы, соревнования в рамках дополнительного образования.
  3. Творческие смены в оздоровительных лагерях, летние школы для талантливых детей.

Одаренные дети страны

С гордостью можно отметить, что Россия богата талантами. Дети защищают честь страны на музыкальных и художественных международных конкурсах, участвуют в спортивных соревнованиях мирового масштаба, выступают на симпозиумах и научных конференциях.

В рамках государственной программы был реализован проект создания энциклопедии «Одаренные дети России». В эту книгу занесены имена ребят, которые отличились в определенной сфере деятельности. Кроме того, отмечены и образовательные учреждения, которые создали наиболее благоприятные условия для развития способностей учащихся. Также занесены в книгу «Одаренные дети России» имена заслуженных учителей и даже меценатов.

Таким образом, выявление и развитие одаренных детей — важная задача мировой общественности. Ведь в руках талантливых, креативных, способных к гибкому нестандартному мышлению людей находится будущее развитие цивилизованного современного общества.