По вопросам взаимоотношения детей и компьютерной техники поляризация мнений удивительная. От «никаких гаджетов в нашем доме!» до самого свежего айфона для дорогого ребеночка. Крайности всегда абсурдны, но сам спектр служит отличным материалом для эмоциональных родительских дискуссий в публичном пространстве форумов и приватных семейных советах.

Обычно это выглядит соревнованием запретов:

— Мы нашему разрешаем только смотреть мультики, но только старые советские и только полчаса!

— Мы выкинули телевизор, запаролили компьютер, отобрали телефон — только балет и керамика!

— Мы разрешаем играть час в день, но только в подкидного дурака!

— Компьютер нужен для учебы – но никаких этих ваших интернетов! Там одна порнография!

Цитаты1.png

При таком изобилии трактовок, каждая из которых имеет горячих сторонников, суммирующий вектор общественного мнения все-таки направлен в сторону запретов той или иной строгости. Однако я бы хотел развернуть эту проблему и посмотреть на нее немного с другой стороны — разделить запреты и гаджеты в разные смысловые плоскости. Потому что на самом деле причинно-следственная связь между ними ложная.

Дети и гаджеты

Запреты относятся к принудительному внешнему структурированию времени ребенка. Я читал о детях, которые умеют сами правильно распределять свое время, и между игрой и уроками неизменно выбирают уроки — ну так я и про снежного человека тоже читал. В реальной жизни между немедленным получением удовольствия и абстрактной возможной пользой от выученных уроков вариант «удовольствие прямо сейчас» имеет значительное преимущество в силе мотивации. (Это, кстати, не только детей касается). Так что да — в общем случае родителям приходится регулировать досуг детей «в ручном режиме». В том числе и ограничивая их доступ к гаджетам. Но разве в гаджетах тут дело?

У меня трое детей и, в силу особенностей работы, — полный дом гаджетов. Чем же пользуются дети?

Старшая

Старшая уже студентка и, конечно, ее можно из списка «детей» исключить, но, поскольку в старших классах у нее был тот же набор, все же перечислю:

Ноутбук. Это для работы. Ребенок подрабатывает на удаленке (пишет новости для сайтов), а также делает на ноуте то, что нужно для учебы. Все-таки, если вы хотите что-то всерьез писать, нужно устройство с физической клавиатурой. Планшеты, смартфоны – это для потребления, а не производства контента.

Планшет (iPad) — кино и треп в соцсетях. Соцсети, конечно, тот еще яд (это говорю вам я, блогер-тысячник, ага), но это реальность, от которой нам уже, боюсь, не отвязаться. Слишком глубоко проросли они в социум — вообще не иметь соцаккаунтов теперь даже как-то подозрительно…

Смартфон — быстро написать папе во вконтактик «задерживаюсь, все норм» или смс-ку «а вы когда с дачи приедете?». Коммуникативно-текстовое устройство в кармане. Нынешние дети не разговаривают голосом, они «текстят». Это интересный феномен, но он за рамками темы.

Поскольку ребенок уже взрослый, контроля за его машинным временем нет.

Дети и гаджеты

Средняя

Средняя (12 лет) — доступ к общему компьютеру со своей учетной записью. Это школьные рефераты и доклады, это вконтактик, это кино, и это — да, конечно, игры.

Планшет — кино, лежа на диване, и «злые птички».

Смартфон — бесконечная переписка с подружками.

Ридер eInk — книжки. Все школьное чтение и все досуговое, все эти детские «Коты-воители», «Гарри Поттеры» и прочие сказки нового времени. Средняя любит читать, а карманный ридер — это экономично и удобно.

Контроль за временем довольно жесткий — между школой, музыкой и английским досуга остается не так уж много. Машинное время — прекрасный рычаг родительского мягкого шантажа. Получила трояк? Сегодня вместо игр дополнительные занятия по предмету. Что еще можно отнять у ребенка, который и так 90% жизни проводит в учебе?

Дети и гаджеты

Младший

Младший (три года) — стащить мамин смартфон, залезть с него на Ютуб, найти любимый мультик и смотреть. Как он это делает, не умея читать, — не знаю, но он справляется с задачей безошибочно. В конце концов, отдал ему старый смартфон без симкарты, его пока устраивает. Опять же, с него управляется любимая игрушка — интерактивная Furby. Ограничивать его в этом пока нет нужды — он сам охотно забросит мультики и ухватится за конструктор, как только родители уделят ему свое время.

Цитаты3.png

В моем детстве самым продвинутым гаджетом в доме был ламповый телевизор «Рекорд» и мультики по нему показывали пару раз в сутки. Так что мои родители запирали от меня… книжный шкаф. Я с таким же упоением читал книжки, с каким моя дочка может играть в «симов» — напрочь игнорируя несделанные уроки. Ревнители традиций могут сколько угодно говорить, что «книжки — благо, а игры — зло», но, в данном случае, речь идет не о способах получения удовольствия, а о необходимости правильного распределения времени. Гаджеты тут вторичны – если ребенок будет вместо игры на компьютере выпиливать лобзиком, уроки от этого все равно сами не сделаются.

Дети и гаджеты

В гаджетах же я, признаться, зла не вижу. От них портится зрение? Очень сомневаюсь – я читаю с экранов, начиная с конца 80-х, когда они еще писали зелёными точками по черному фону, а бумажные книги начали исчезать из моего дома с появлением первых Palm-ов. Если верить страшилкам, то я давно должен жить, тратя пенсию по инвалидности на корм для собаки-поводыря. Однако я до сих пор читаю без очков. Подозреваю, что вред этот сильно преувеличен. Они съедают время? Бросьте, это время будет потрачено так или иначе — и всегда не тем способом, который вам нравится. Лучше ответьте себе честно — вы готовы предложить своему ребенку альтернативный досуг? Пойти с ним в поход, почитать ему вслух, обсуждая прочитанное, рассказать ему что-то интересное, сводить его в театр — да даже просто поиграть в настольные игры или склеить модель?

Цитаты2.png

Если же вы можете только недовольно брюзжать о бездарно растрачиваемом на игрушки времени — то проблема не в гаджетах, а в вас. Ведь вы же это делаете через плечо, глядя в монитор, не так ли?



Фото: Павел Иевлев