Детский театральный фестиваль МАРШАК завершился и мне хочется рассказать о впечатлениях от спектаклей, но не о своих.

Я подумала, что будет интереснее спросить о том, что увидел, а главное понял из представлений шестилетний ребенок. И начнем мы со спектакля, который увидели самым последним.

В спектаклях часто поднимаются важные для обсуждения с детьми темы, но в Колином сочинении затронута одна из самых эмоционально сложных — жизнь особенного человека. В основе спектакля книга Сергея Голышева «Мой сын – даун». Для взрослого в этом названии так много всего: боли, силы, любви, откровения. Для маленького ребенка — только непонятное название болезни.

Может ли слегка артхаусный, слегка смешной и очень профессиональный спектакль показать ребенку мир особенного мальчика так, чтобы этот мир перестал быть пугающим, непонятным и совсем чужим?

Рисунок Миланы по спектаклю "Колино сочинение"

Милана, 6 лет:

Мы зашли в зал перед самым спектаклем. Сначала был только снег(лучи света, направленные на сцену от задней стены зала) и я хотела его поймать рукой, но какой-то дядя подошёл, больно схватил меня за руку и сказал "ты мешаешь всем, не надо так делать".
Потом на сцене появился деревянный круг, а на нем лежал маленький человечек, замотанный в бинтик. Рука немного болела, а человечек разматывался и плакал.

Что ты про него подумала?
Я подумала,что когда он полностью размотается, маленький человечек выйдет.

Что было дальше?
Пришла доктор, и сказала "О, опять размотался" и "Коля, Коля, Николай, сиди дома - не гуляй" (я подумала, что он наверное больной) и еще она сказала, что этот ребенок ничего с может делать: писать, читать, заваривать чай из пакетика, одевать ботинки и сочинять. Она замотала его обратно.

О чем ты в этот момент подумала?
Что я в него верю!

Рисунок Миланы по спектаклю "Колино сочинение"

А что было потом?
Его забрала мама, потом он ходил по коленкам у мамы с папой, они с ним играли и ему нравилось, он смеялся.
Потом он встретил улитку и сказал "Я слушал прекрасный хоровод улиток" — очень смешно! Коля погладил улитку и она размоталась.

Что ты еще запомнила?
Коля подрос, заварил чай, обулся и встретился с Оленем, у которого была шляпа на голове.

Как ты думаешь, он по настоящему с ним встретился?
Нет, это было прожектором, поэтому наверное ему просто снился олень. А еще ему снилось, что он потерялся и его искали.
«Коля, тебя мама зовет!», «И папа тоже!» — так смешно!
А еще была ненастоящая девочка Варя, с которой они сидели в лесу, ели пирожок и записали арбузным соком. И была другая планета и электричка, на которой можно доехать до Вари.

Что тебе кажется самым главным в этом спектакле?
Все думали, что он ничего не может, а он смог.
С болезнью можно жить.



Во время и после спектакля Милане никто не пояснял смысл происходящего. Весь этот разговор показал мне несколько важных вещей:

  • самое главное чувствуется без объяснений. Возможно ребенок не до конца понял, что именно приключилось с куколкой на сцене, зато он точно почувствовал, что надо делать — в этого маленького человека нужно верить.
  • взрослым крайне сложно принимать выход за рамки. Нельзя разматываться, нельзя пытаться схватить снежинку-лучик, нельзя сочинять, если ты даун.
  • страшные и сложные вещи можно показывать так, чтобы дети и взрослые в зале хохотали. От этого все становится только проще и ближе.

Большое спасибо актерам, авторам спектакля и книги, организаторам фестиваля МАРШАК за такой легкий разговор на тяжелую тему. Я думаю, что дети в зале все поняли и их будущее отношение к особенным людям будет совсем другим. И верю, что взрослые тоже смогут что-то понять, если только немного "размотаются" из своих уютных заблуждений.

Рисунок Миланы по спектаклю "Колино сочинение"

Текст: Мария Ракитина