Современные интерпретации гендерных отношений. Проблема гендерных отношений в современном обществе. Психология половых различий

Гендерные отношения – одна из важнейших и актуальных тем в современной социологии. Формирование понятия гендера изменило всю социальную теорию. После того как это понятие вошло в язык науки (конец 60-х – начало 70-х годов XX столетия), любые социальные отношения стали рассматриваться, в том числе, и в контексте гендерных отношений. Потому что понятие «гендер» тесно связано с властной иерархией. До возникновения этого понятия, фокусом всех социальных теорий по умолчанию подразумевался мужчина.

Вопрос, имеют ли женщины в государстве те же права, что и мужчины, был поставлен еще на рубеже XVIII-XIX веков. Вообще, этот вопрос может многим показаться странным. Поскольку в том случае, когда единственным основанием всех юридических прав служит разум и свобода, как может существовать различие между двумя полами, которые обладают тем же самым разумом и той же самой свободой?

Сейчас тема гендерных отношений касается каждого из нас, в особенности девушек и женщин. Старшеклассницы XXI века очень амбициозны, нацелены на получение высшего образования, а впоследствии и на карьерный рост, на руководящие роли в современном обществе. Они не хотят довольствоваться только ролью матери и хранительницы семейного очага. Современные девушки не рассчитывают на защиту и покровительство мужчин. Именно поэтому мы все больше интересуемся проблемой гендерных отношений.

Во всем мире существуют утвердившиеся веками стереотипы о гендерных ролях мужчины и женщины. Традиционно мужчина воспринимается как добытчик, защитник и глава семьи, который способен управлять, командовать и властвовать. Женщина же видится слабой и беззащитной, зачастую недостаточно умной, способной только вести домашнее хозяйство и рожать детей. Считается, что место женщины дома, у плиты.

Эти стереотипы уже устарели. Это – прошлое. Это уже история.

По словам Стефана Васильева, постоянного координатора системы ООН в РФ, «Обеспечение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин – одна из восьми Целей развития тысячелетия, провозглашенных Организацией Объединенных Наций». Действительно, это очень важная цель. При всех победах, которых смогли добиться женщины более чем за сто лет борьбы, все-таки существуют проблемы. Одной из них является гендерная сегрегация – деление на женские и мужские профессии. Конечно, русские женщины уже добились многого: они кладут шпалы, водят большегрузные машины, поднимают штангу и летают в космос. Но высшие эшелоны власти для женщин все же остаются по преимуществу недостижимой мечтой. В нашей огромной стране только три женщины являются министрами: Эльвира Набиуллина – министр экономического развития и торговли, Татьяна Голикова – министр здравоохранения и социального развития, и Елена Скрынник – министр сельского хозяйства. А женщина-губернатор города вообще единственная в стране (Санкт-Петербург, Валентина Матвиенко).

Не пора ли всерьез задуматься об использовании типично женских навыков и черт характера, которые могут пригодиться государству?! Их ум, образование, творческие и организационные способности, интуиция, умение уделять внимание деталям и при этом контролировать все проблемы – все это нельзя не использовать. Не внедрять женские таланты во благо государства и общества – это расточительство, глупость и недальновидность.

Конечно, нельзя умалять достоинства мужчин, ведь многие из них находятся на своем месте. И не все мужчины принижают достоинства женщины. Достаточно просто сломать стереотип о гендерных ролях в обществе, и тогда изменится наше сознание. Мы будем воспринимать эту проблему по-другому. Тогда феминизм будет уже восприниматься не как борьба женщины против мужчины в социуме, а борьба мужчины и женщины совместно за улучшение гендерной ситуации.

Северные страны давно уже поняли, как можно использовать женский потенциал, и этим успешно пользуются. Например, «в Финляндии в начале 90-х годов министром обороны в первый раз стала женщина – Элисабет Рен. Генералы с удивлением смотрели на то, что их начальником является женщина, но скоро поняли, что это очень выгодно. Элисабет Рен была очень популярна, и назначение ее министром обороны было очень хорошим пиар ходом. Вооруженные силы Финляндии стали получать больше бюджетных денег». В Финляндии 18 министров и 8 из них женщины. А в Швеции уже в 1999 году министров-женщин было больше, чем мужчин (11 против 9).

«Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами ныне постепенно становится символом времени». Кроме того, что вопрос гендерных отношений очень актуален, он становится даже модным. Чуть ли не каждый второй сейчас рассуждает на тему роли женщины в обществе. К сожалению, дальше разговоров дело не доходит.

Наша страна не так давно вырвалась из жестких рамок, которые существовали у нас на протяжении более 70 лет. Мы «дорвались» до свободы, но мы не знаем, что с ней делать. Свобода и равноправие, в том числе и гендерное, – очень близкие понятия. Наше общество стало демократическим. Открылся железный занавес – к нам потекли идеи Запада. Демократические идеи и идеи гендерного равноправия возникали и развивались там постепенно. К нам же эти идеи хлынули потоком все сразу, иногда перемешиваясь, иногда деформируясь, а иногда и вовсе утрачивая первоначальное значение. Гендерные отношения можно назвать символом демократии, а, следовательно, и символом времени.

Мне кажется, что у женщин в нашей стране есть силы и возможность добиться гендерного равноправия и поднять рейтинг России в ежегодном отчете о гендерном равенстве хотя бы на несколько ступенек выше. На 2009 год Россия в этом отчете заняла лишь 51 место.

Несмотря на то что гендерные отношения – одна из наиболее обсуждаемых тем, необходимо не только продолжать эти дискуссии, но и начинать действовать. Делать хоть что-нибудь!

Две страны Северного региона, которые действительно начали действовать, – Финляндия и Швеция. Хотелось бы рассмотреть гендерные отношения в этих странах по-отдельности.. Но так как нельзя объять необъятное, я ограничилась только двумя сферами: трудовой и частной.

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения - это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос "женской логики" и "мужской логики". Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие "логика" тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он - был защитником, кормильцем и покровителем, Она - беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию "пола", современное слово "гендер" полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные но не позволяя унижать подозрением в "слабости" женского пола.

Несмотря на то, что женщины давно перебороли основные обусловленные полом внутренние и внешние поведенческие роли и стали вести себя более свободно в обществе, занимаясь не только домашними делами, но и реализуя себя в качестве успешных профессионалов, очевидным остается явное сохранение стереотипа о более сильной (умной и успешной) маскулинной природе и слабой (ущербной) феминной, отраженного в языке. Обратите внимание, ведь слова "профессионал" или, к примеру, "библиотекарь"- мужского рода, а попытка назвать женщину "профессионалом" ("библиотекарем") звучит как способ ее "маскулинизировать", придать ей мужские черты. В то же время если преобразовать слово грамматически и добавить к его корню суффикс и окончание женского рода "профессионалка" или "библиотекарша" - слово прозвучит оскорблением. С этим явлением уже давно борются на Западе, внося необходимые изменения в грамматику. К примеру в немецком языке все слова относящиеся к названиям профессий имеют форму и мужского рода, и женского в обязательном порядке.

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо– и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения – это:

социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

отношения между различными гендерными группами;

отношения между субъектами разного пола;

отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.

Гендерные отношения представляют собой разновидность социально-психологических отношений и имеют сходные со вторыми детерминанты. Гендерные отношения зависят от таких факторов, как гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальные представления, стереотипы, установки и социальную идентичность.

Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку социально-конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам, можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом, можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром является дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или гендерных групп.

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.

Первая модель – партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие тут отличаются уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию; такие установки свойственны не одному из партнеров, а обоим.


На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, другая – зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями зависимого партнера. Доминантная позиция включает в себя такие поведенческие проявления, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:

– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);

– власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; «общество (государство) – личность мужчины или женщины». Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных представлений.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой, направленной на конкретную гендерную группу, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.

В соответствии с гендерной идеологией общества, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объект социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Гендер - пол, в соответствии с которым человек строит свое поведение в обществе.

Понимание человеческого по­ведения как в большей части социального феномена, ис­пытывающего влияние культурного контекста, приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предпи­сывается субъекту как члену группы. В этом случае разли­чия, о которых идет речь, исследуются как полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения.

Таким образом, возникают закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола.

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения, социальных ролей и позиций, позволяет по-новому реконструировать сложившуюся систему отношений, навязанную системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Гендерная идентичность - осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.

Гендерная роль - модель социального поведения; специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/феминное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.



К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю такие, где это понятие используется как синоним термина пол или термина социополовая роль. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда.



88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.

А. Г. Харчев определил семью как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья – это малая социально – психологическая группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Одна из существенных особенностей семьи заключается в эмоциональной связи между ее членами, моральной ответственности друг пред другом и оказании взаимопомощи.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. У человека две семьи: одна из которой он вышел, другая которую создал.

Семья является социальной ячейкой общества. От уровня ее духовной культуры зависит уровень духовной культуры общества.

В семье ребенок усваивает нормы общежития, человеческие отношения, впитывая добро и зло, получая опыт моральных норм поведения.

От тока, как приучен ребенок к труду в семье, будет ли семья трудовой, какой ее вклад в копилку общества, зависит экономическое состояние общества.

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.


Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – , известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении . Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.