Как сделать побудительное предложение. Предложение. Предложения невосклицательного типа

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Учитель начальных классов Казачкова Елена Александровна. 3-а класс. МОУ «СОШ № 86» г. Саратов

Тема урока Побудительные предложения.

Цель: создание условий дляосвоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.).

Задачи:

Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения .

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету .

Планируемые образовательные результаты
Предметные :

научатся: находить побудительные предложения;

получат возможность научиться: строить побудительные предложения на основе знаний об их особенностях .

Метапредметные :
познавательные использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Тип урока: « открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, п роблемный, к реативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Board , учебная презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, 1 часть» авт. Желтовская Л. Я., Калинина О. Б., рабочая тетрадь № 1.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I .Самоопределение к деятельности

- Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится.
(Слайд 2)

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок!

Включение в деловой ритм.

Эмоциональная настройка.

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. Запишем в тетрадях дату. (Запись на доске)

Чистописание

У у ул уч Ульяна улыбка участник

У осы не усы, не усищи, а усики.

Подчеркните и объясните орфограммы в словах 1-й строчки.

Найдите родственные слова в чистоговорке на 2-й строчке. Выделите корень.

2. Повторение знаний о предложении.

Вспомните, пожалуйста, что такое предложение. А для этого закончите высказывания (слайд 3).

Предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов).

Предложение выражает законченную мысль.

Назовите, какие бывают предложения по цели высказывания? (Слайд 4)

Какие предложения называются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

Где у вас возникло затруднение?

Прилагательное «побудительное» происходит от глагола «побудить» . Как вы понимаете значение этого слова?

Побудить – склонить к чему-либо, заставить, упросить, подтолкнуть, вызвать желание сделать что-нибудь.

Пишут букву У у, сочетания, слова, чистоговорку.

Объясняют орфограммы.

Находят родственные слова, выделяют корень.

Для проверки два ученика выполняют задания на доске.

Вспоминают и называют признаки предложения.

Называют предложения по цели высказывания.

Дают характеристику повествовательному и вопросительному предложениям.

Затруднение возникает при характеристике побудительного предложения.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков

III . Постановка учебной задачи

Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Мы познакомимся с побудительными предложениями; их речевыми задачами.

(Слайд 5)

Формулируют цель урока.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные :

постановка вопросов;

Познавательные:

общеучебные - самостоятельное

выделение - формулирование познавательной цели; логические -

формулирование проблемы

IV . Построение проекта выхода из затруднения («открытие»)

1.Запишите предложения, расставив в конце знаки. Какие это предложения по цели высказывания? (Слайд 6):

    Наш класс был в музее занимательных наук Эйнштейна

    А вы были в этом музее

    Обязательно посетите его

Объясните свой выбор.

А что содержится в побудительном предложении?

Мы должны определить, какие речевые задачи реализуются в побудительных предложениях.

Дети записывают предложения, ставят знаки; определяют тип предложения по цели высказывания.

Дети объясняют свой выбор и высказывают предположение.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные :

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чтобы разобраться с речевыми задачами побудительных предложений, прочитайте данные предложения и постарайтесь объяснить, что они выражают (слайд 7) :

    Сходи, пожалуйста, в магазин.

    Не играй со спичками!

    Прочитай задачу ещё раз внимательнее.

    Пойдём в кино!

Назовите глаголы в этих предложениях. Помогают ли они понять роль этих предложений?

В побудительных предложениях используется особая повелительная форма глаголов.

- Если хотите, запомните, как их называют ученые: глаголы повелительного наклонения .

Какие же предложения называются побудительными? Попробуйте сформулировать определение.

Проверим ваши выводы! (Слайд 8)

Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными . В них могут содержаться совет, приказ, просьба, призыв, пожелание, запрещение, мольба.

Читают предложения, рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Высказывают предположения, свою точку зрения.

Рассуждают, прогнозируют, делают выводы.

Проверяют свои предположения.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные :

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

ФИЗМИНУТКА (слайды 9 – 25)

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Самостоятельная работа (учебник с.69, упр. 93).

(Слайд 26)

Собери пословицы. Запишите, подчеркните повелительные формы глаголов.

Самопроверка.

Выполняют самостоятельную работу и самопроверку.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа в парах (РТ, с.31 упр.1).

Определи, каким является каждое предложение по цели высказывания. Соедини с табличкой. Поставь нужные знаки.

Проверка.

2.Работа по учебнику – с. 69 упр. 95 (устно). Можно использовать электронный учебник.

Выполняют задание в парах.

Образуют от глаголов «повелительные» глаголы.

Коммуникативные :

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные: выбор наиболее эффективных

способов решения задач.

Личностные: интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию.

VIII . Рефлексия

Целью нашего урока было узнать о признаках побудительных предложений. Достигли ли мы этих целей?

О каких признаках побудительных предложений мы узнали? (Слайд 28)

Приведите примеры побудительных предложений.

знаю …

Я умею …

могу …

Домашнее задание: с. 69, упр. 96, выучить правило.

Спасибо за урок! (Слайд 30 )

Ответы детей.

Самооценка.

Коммуникативные :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

рефлексия;

Личностные:

смыслообразование

Использованный материал:

Побудительное предложение

Предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.).

Грамматические средства оформления побудительных предложений:

1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее! (Л. Толстой). К барьеру! (Чехов);

2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин). Продолжать огонь! (Кетлинская). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала! (Грибоедов). Ты бы ушла, Настя (Леонов). Пошёл с дороги! (Горький);

3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука! (Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает (Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдём (Панова).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "побудительное предложение" в других словарях:

    побудительное предложение - Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Побудительное предложение - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. вопросительное предложение …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

    Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются: а) собственно вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы… … Словарь лингвистических терминов

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    То те, что побудительное предложение … Словарь лингвистических терминов

    Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может… … Словарь лингвистических терминов

Предложение - это самая маленькая смысловая единица, представляющая собой ряд слов, которые связаны грамматически и по смыслу. Предложение, даже состоящее из одного слова, имеет законченный смысл, характеризуется определенной интонацией. По сути, предложение - это коммуникативная единица.

Какие бывают предложения? Это зависит от точки зрения, с которой рассматривают предложения.

Проводя синтаксический разбор, определяют такие в русском языке.

1. По цели высказывания предложения делят на:

Повествовательные, цель которых обычная (Пламя взметнулось в небо, осыпав ребят целым фейерверком золотых искр.)

Вопросительные. Их цель - сформулировать вопрос (Сколько можно повторять? Когда уже наступит лето?)

Побудительные. (Равняйсь! Смирно! Спой мне песню.) Побудительное предложение выражает приказ, просьбу, побуждение к действию.

Побудительное предложение отличается от остальных не только особой интонацией, но и способом выражения сказуемого. Оно может быть выражено

Чаще всего глаголом в побудительном наклонении. (Расскажи мне о путешествии. Спой!)

Глаголом в неопределенной (инфинитивной) форме (Спеть! Сломать эту постройку!)

Глаголами, стоящими в разных формах, но выражающими волю говорящего (Я требую немедленного подчинения!)

Без сказуемого. Такое побудительное предложение может использовать разные обороты.

Конструкцией, которая начинается союзом «чтобы» и передает категорическое приказание (Чтобы духу вашего здесь не было!)

Такое побудительное выражение обычно используют для увещевания (Тебе бы на море съездить).

Неполным предложением без сказуемого (Газету! Молчать!)

Интонационно побудительное предложение от прочих отличается более высокой тональностью.

2. Интонационно (по эмоциональной окраске) различают восклицательные и невосклицательные предложения (Я так люблю начало весны! Я люблю начало весны).

3. В зависимости от того, имеется ли и подлежащее, и сказуемое, любые виды предложений могут быть двусоставными (с или односоставными (с одним главным членом) (Примеры двусоставных: Наступило лето. Дни стали невыносимо жаркими).

Вид определяется по наличию главного члена.

    Назывные (или номинативные) предложения имеют только подлежащее (Темнота. Тишина. Романтика).

    Безличные предложения имеют только сказуемое, при котором подлежащего не может быть по смыслу (В голове звенит от высокой температуры. Смеркается. Холодает).

    Определенно личные тоже обходятся без подлежащего. Их основа - глагол 1-2 лица, выступающий в роли сказуемого. В таких предложениях понятно, к кому конкретно обращается говорящий (Замолчите! Дай мне книгу. Сейчас запою).

    Обобщенно-личные конструкции обозначают действия, которые выполняют все (Цыплят по осени считают. Сделал дело - гуляй смело).

    Неопределенно-личные, где сказуемое (глагол 3 лица, стоящий во множественном числе) указывает, что действие в данной конструкции важнее, чем его производитель (За окном громко и красиво пели о любви).

4. По количеству второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные (Стою. Смотрю. Небо. (нераспростр.) Я смотрю в синее небо. (распростр.)).

5. Предложения делятся на полные, неполные в зависимости от того, все ли необходимые члены присутствуют (Я внимательно читал учебник по географии (полное). Мама у меня работает в больнице. Папа - в школе. (Неполное)).

6. Наконец, предложения могут быть:

    Сложносочиненными (Я люблю жизнь, а она меня, кажется, не балует).

    Сложноподчиненными (В небе носились стрижи, которых вспугнул выстрел пушки).

    Сложными бессоюзными (Учительница вышла из класса, сразу начался гвалт).

При классификации предложений указывают все характеристики. Например: Я читаю книгу. Предложение: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, простое.

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .