Научная статья на тему спорт. Науки о здоровье список научных статей. Почему стоит заниматься йогой

Большие города и скоростной темп неизбежно приводят к стрессам. Таковы современные реалии, в которых проходит большинство дней современного человека. После выхода за пределы возможностей своего тела люди начинают искать спасение: микстуры, успокаивающие таблетки, психологи, массажи…. Все это вкупе с сидячим образом жизни может дать облегчение, но ненадолго.

Таблетки, безусловно, необходимы. Но не стоит сбрасывать со счетов физические упражнения, которые, порой, не менее полезны, а иногда и более эффективны, чем пилюли. К сожалению, врачи, назначая курс лечения своим пациентам, предписывают только приём таблеток, мазей и прочих лекарственных препаратов, совершенно забывая об оздоровительной физкультуре. А ведь физические упражнения очень важное профилактическое средство против многих недомоганий.

Если вы спортсмен и ищете советы спортивного питания, то есть несколько фактов, на которые стоит обратить внимание.

В современном мире успешных людей невозможно представить без фитнеса. Во многих странах буквально за десятилетие человек смог связать в единое целое успешность, здоровье, красоту и фитнес. Рассматривая все это с позиции долгосрочного инвестирования в собственную жизнь, то вклад в свое здоровье - важнейшая норма для каждого. На сегодняшний день большей уверенностью в себе обладает человек, у которого приметные и приятные внешние данные, отличное здоровье, а уже после этого идет его образование и престиж работы.

Бадминтон является на сегодня одной из самых распространенных игр на Земле. Благодаря своей простоте, не требующий особо сложной экипировки, этот вид спорта доступен для любого возраста.

В современном мире занятия спортом пользуются огромной популярностью. Можно сказать, что спорт даже вошёл в «моду» и каждый второй занимается йогой, ходит в спорт зал или бегает по утрам. Вы тоже начинаете задумываться о том, чтобы начать заниматься спортом, но не знаете как? Эта статья может помочь вам в этом вопросе.

21 век выдвигает человеку массу требований – работа, семья, безупречный внешний вид. И всё это в условиях бешеного ритма. Но плохая экология, недосып, стресс и бесконечный цейтнот в погоне за успехом приводят к изнашиванию организма. Осознание этого неизбежного факта заставляет людей прибегать к различным методам и практикам, которые помогли бы сохранить тело в хорошей форме.

Все знают о том, что бегать полезно. Это позволяет нам поддерживать нужную форму, сбросить лишний вес и укрепить сердечнососудистую систему. Вот только проблема в том, что бегать по утрам мало кто хочет. Это не то чтобы сложно, просто для многих это занятие скучно. И если вы относитесь именно к такой категории – тогда вам помогут эти простые советы, которые сделают утренние пробежки не такими скучными.

Популяризация здорового образа жизни приводит к появлению всё новых видов спорта и активности. В последнее время многие начали открывать для себя йогу, и это течение стало очень популярным. Далее рассмотрим подробнее, что такое йога, какая от неё польза для физического и ментального здоровья.

Идея заняться спортом и привести свое телов порядок - прекрасна и молодцы те, кто не только мечтает, но и доходит до спортзала и начинает заниматься. Однако, многие на этом этапе совершают ошибки, которые полностью убивают дальнейшее желание заниматься спортом и собой. В этой статье мы рассмотрим восемь главных ошибок, совершаемые начинающими заниматься на тренажерах.

Почему стоит заниматься йогой?

Если вы хотите всегда оставаться в тренде, то вам непременно пора заняться йогой. Это направление спортивной нагрузки год за годом набирает все большие обороты и становится популярным увлечением среди личностей разного пола и возраста. Что же такое Йога? И в чем же ее такой ошеломительный успех?

Наверняка вы слышали о том, что физические упражнения способствуют улучшению работы мозга. Помимо этого, они положительно влияют на нервную систему, улучшают общее состояние организма и повышают иммунитет, не говоря, конечно, о таком побочном эффекте как - красивая фигура. Важно подобрать комплекс упражнений или вид спорта, который именно вам будет приносить удовольствие. Ставить для себя осуществимые цели и не «перегибать палку», тогда результат не заставит себя ждать.

Подъем рано утром всегда ассоциируется с разбитостью и подавленным настроением. Кажется, что невозможно просыпаться рано и при этом чувствовать себя бодро. Однако это не так. Как показывают исследования в этой области, с помощью зарядки можно не только скрасить ранний подъем, но и зарядить тело энергией на весь последующий день.

Пешая прогулка, особенно долговременная - это дело, которое может принести огромное удовольствие, наполнить новыми силами и привести мысли в порядок, а может навсегда запомниться как невероятно сложное и неприятное происшествие. Что же влияет на то, захочется вам повторить такой опыт?

О пользе физкультуры и спорта.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется работа внутренних органов, что обеспечивает человеку высокую работоспособность и дает ему ощутимый прилив бодрости.

Многие упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья, но далеко
не в одинаковой мере. Тяжелоатлетические упражнения делают сильным, тренировки в беге на короткие дистанции помогают стать быстрым, применение гимнастических и акробатических упражнений влияют на развитие ловкости и гибкости.

Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздоровления, профилактики респираторных болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное в оздоровительном плане физическое качество - выносливость, которая в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни обеспечит надежный щит против многих болезней.

Достигнуть высокого уровня выносливости можно, используя упражнения циклического характера, т.е. достаточно длительные, равномерные, повторяющиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся бег, скандинавская ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, а также, с определенными оговорками, такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др.

Научные исследования и практика во многих странах мира убедительно доказали первенствующее оздоровительное влияние скандинавской ходьбы на здоровье людей всех возрастов. Доказано, что движение улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг, что особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности.

После систематических занятий в состоянии нервной системы наблюдаются заметные положительные изменения. Улучшаются зрение и слух, преобладает положительное эмоциональное состояние, возрастает объем легких, значительно повышаются мыслительные возможности и лучше запоминается полученная информация. Практически исчезают головные боли, улучшается сон, увеличивается умственная и физическая работоспособность. Все это обусловлено возрастанием в тканях мозга особых веществ - нейропептидов, составляющих биохимическую основу психической деятельности.

Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами. Вот некоторые такие сдвиги:
общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;
объем легких увеличивается;
сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;
повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза;
укрепляется костная система;
аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами;
повышается работоспособность;
аэробика - реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме.
Выбор индивидуальной программы физической нагрузки необходим для того, чтобы упражнения доставляли удовольствие, чтобы сердце стало здоровым, а тело сильным. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция...

1

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Она активно воздействует на жизненно важные стороны человеческого организма, полученные в виде задатков, которые развиваются в процессе жизни под влиянием окружающей среды. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. В социальной жизни в системе образования, воспитания и отдыха физическая культура проявляет свое оздоровительное, общекультурное значение. Физическое развитие тесно связано с укреплением и сохранением здоровья человека. Активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род деятельности, результаты которой полезны для общества и человека. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты первых курсов - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов. Она является одним из эффективных средств повышения работоспособности студентов в учебном процессе и их общественной активности. Приобщение студентов к физкультуре и спорту начинается с учетом особенностей их профессиональной прикладной физической подготовки.

В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка входит в программы физического воспитания студентов и направлена на подготовку молодого специалиста. Многочисленными научными исследованиями установлено, что высокий уровень профессиональной подготовки требует значительной физической подготовки.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. При разработке норм для физической культуры и спорта, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья, а затем достижения спортивного результата.

Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов.

Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.

Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена общества, так и физическая культура превращается в неотъемлемый атрибут жизни.

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента. Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определенных элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру.

В нашем университете каждый студент должен систематически посещать учебные занятия в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием.

Для более активного привлечения студентов в нашем Университете функционирует тренажерный зал, включающий 14 различных тренажеров, штанги, гири, имеется хорошая материальная база: спортивный инвентарь (мячи, гантели, скакалки, маты), а также работают такие секции, как волейбол, баскетбол, футбол. Активное участие в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях также является неотъемлемой частью учебного процесса и на межвузовском уровне. В межвузовских соревнованиях участвуют сильнейшие студенты-спортсмены. Цель подобных соревнований - установить личные контакты между будущими коллегами и добиться лучших спортивных результатов между вузами города, района. Этим и определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза-филиала. Шестой год наши студенты занимают первые места в спартакиаде Вузов нашего города. Годовая спартакиада состоит из 7-10 спортивных соревнований. В 2005-2006 спартакиада состояла из соревнований:

  • по баскетболу команда юношей и девушек
  • по волейболу команда юношей и девушек
  • команда игроков настольного тенниса
  • команда юношей по мини футболу
  • команда студентов легкой атлетики

Для успешной работы каждый педагог должен:

  • знать материал преподаваемой дисциплины в объеме программных требований
  • владеть методикой подготовки и провидения практических занятий
  • четко, ясно и грамотно излагать мысли
  • проводить консультации в пределах курса практических занятий

Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов.

Сегодня лозунг «Физическая культура - залог здоровья» уже недостаточно актуален. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творческого долголетия. Систематически применяемые физкультура и спорт

  • это молодость, которая не зависит от паспортного возраста
  • это долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем
  • это здоровье
  • и наконец это - самый большой источник красоты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Космолинский Ф.П. «Физическая культура и работоспособность» - М. 1983 г.
  2. http://www.sportedu.by/Frames/Text/Student/Ku -rator/rol.htm.
  3. http://useinfonarod.ru/ /txt fizra.htm.
  4. «Профессионально-прикладная физическая подготовка» В.И. Ильинич. Изд. Москва - Высшая школа 1978 г.
  5. «Физическое воспитание учащейся молодежи» С.П. Полиевский Изд. Москва - Медицина -1989 г.
  6. http://www.fly-life.ru/
  7. «Физкультура и труд». А.В. Жеребцов, М-1986 г.
  8. «Физическая культура студента»: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича, М-2004 г.
  9. «Физическая культура в жизни человека» Ленинград - Знание - 1986г. С. М. Оплавин, Ю. Т.Чихаев
  10. «Актизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания». Г. Д. Иванов. Изд. Алма-Ата-Мектел 1989г.
  11. http://ggmi.narod.ru/fizra 2. zip .

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Информационные технологии для университетов и высших учебных заведений», 20-27 августа 2006г., Мальта (г.Аура). Поступила в редакцию 18.09.2006г.

Библиографическая ссылка

Лукьянов С.И. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 92-93;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6560 (дата обращения: 08.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Проблемы подготовки руководителей здравоохранения в сельской местности

    2007 / Походенько И. В., Быстрицкая О. А.
  • Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной системы

    В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.

    2011 / Селитренникова Татьяна Анатольевна
  • Взаимодействие структурных образований различных ведомств при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

    Рассмотрено взаимодействие различных ведомств, необходимое для эффективного оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), рациональное распределение задач, сил и средств при их ликвидации.

    2009 / Одинцов Леонид Григорьевич, Склярова Людмила Михайловна
  • Четвертая объединенная рабочая группа Европейского общества кардиологов и других обществ по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в клинической практике

    2008 /
  • Формирование и коррекция самооценки личности студентов специальной медицинской группы в процессе занятий физической культурой

    Доказано, что учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование и коррекцию адекватной самооценки личности студентов, положительно влияет на комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени.

    2008 / Астахов Дмитрий Александрович
  • Современная эпидемиологическая ситуация по клещевому вирусному энцефалиту в Приморском крае

    2010 / Воронок В. М., Румянцева Е. Е., Захарова Г. А., Бурухина Е. Г., Павленко Е. В., Леонова Г. Н.
  • Ритмо-темповая структура техники бега на 100 м с барьерами как модельная основа методики обучения

    2007 / Столяр Л. М.
  • Оценка качества развития физической культуры и спорта муниципальных территорий

    В работе представлены основные критерии развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне, рассчитаны уравнения регрессии, приведены оценочные показатели характеристик спортивной, физкультурно-оздоровительной работы, обеспеченности физкультурными кадрами, материально-технической базой и...

    2011 / Кудинова Виктория Анатольевна
  • Экспертная оценка качества оказания доврачебной медицинской помощи сельскому населению

    The role of assistant medical staff in providing medical care to rural population is emphasited. The authors developed methods of estimation of quality of provided premedical care including six indices: quality of diagnosis, medical care, premedical care,tactical decisions by doctors assistant,...

    2004 / Мусин И. Т., Яруллин М. А.
  • Краткий обзор результатов расчетов средней накопленной в 1986-1995 гг. эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.

    Данная работа была выполнена в 1995-1997 гг. по договорам с МЧС и Минздравом России. Коллективы, выполнявшие оценки СНЭД, а также предоставлявшие исходные данные для проведения расчетов: Брянская, Тульская и Орловская области: ИРГ Минздрава России С.-Петербург. Директор проф. Рамзаев П.В. Зав....

    1999 /
  • Нормативные данные для российской популяции и стандартизация шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с шизофренией» (BACS)

    В данной статье приведены результаты обследования 204 здоровых лиц из общей популяции, выполнивших задания шкалы «Краткая оценка когнитивных функций у пациентов с шизофренией» (BACS), с целью определения российской популяционной нормы. Рассматриваемая шкала позволяет полноценно оценить сферы...

    2010 / Саркисян Гаяне Рачиковна, Гурович И. Я., Киф Р. С.
  • Сравнение социальной активности студентов, занимающихся и не занимающихся спортом

    Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на социальную активность студентов на примере спортивного ориентирования и шахмат.

    2007 / Плашенков В. М., Абаев В. А.
  • Анализ причин и факторов распространенности абортов в Удмуртской Республике

    Проведен социологический опрос 1804 женщин, прервавших беременность и 1029 не прервавших беременность. Выявлены три группы факторов: социально-экономические, медико-организационные, медико-биологические, которые имеют отклик корреляционной связи не менее 0,95 по влиянию на формирование предпосылок...

    2006 / Бушмелева Н. Н.
  • Особенности метаболизма эстрогенов при раке эндометрия в постменопаузе

    2007 / Ашрафян Л. А., Антонова И. Б., Боженко В. К., Басова И. О.
  • Сравнительный анализ студентов с последствиями детского церебрального паралича и здоровых студентов по уровню функционального развития и двигательных способностей

    В статье представлены результаты исследований студентов Благовещенского государственного педагогического университета. Рассмотрены различия здоровых студентов и студентов с последствиями детского церебрального паралича по уровню функционального развития и двигательных способностей.

    2010 / Михайловский Александр Павлович

В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от студентов высших учебных заведений значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.

Студенты, занимающиеся самостоятельными занятиями, должны опираться на научно-методическую помощь кафедры физического воспитания и спорта. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре и медико-биологическому направлению. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической подготовленности студенты могут планировать достижение результатов по годам обучения в вузе. Задача таких занятий, особенно для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, состоит в ликвидации остаточных явлений после перенесенных заболеваний, устранении функциональных нарушений и недостатков физического развития, повышении уровня здоровья и физических качеств.

Планирование студентами самостоятельных занятий и подбор физических упражнений направлены на достижение единой цели -сохранения их здоровья, поддержания уровня физической и умственной работоспособности.

Важным моментом в воспитании здорового образа жизни студента является приобщение его к занятиям активной физической культурой. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе четыре часа в неделю(1-й и 2-й курс) и два часа в неделю (3-й и 4-й курс), необходима дальнейшая разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне учебно-педагогического процесса. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности студентов.

Безусловно, привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Потребность в движении- основа физиологических, социально-экономических и культурных ценностей.

Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студента и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой, как в рамках учебного процесса, так и вне его.

Физическая культура в широком смысле - это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных факторов природы, различных форм физических упражнений и спорта. В своем жизненном воплощении она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека, развитие его физических способностей. Физическая культура является видом социальной практики а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех и создает благоприятные условия для ее развития.

С целью воспитания социально активной личности в условиях вуза средствами физической культуры и спорта целесообразно решить, по мнению ученых, педагогов, следующие задачи:

Повышение познавательного интереса студентов к своей будущей профессии;

Активизация студентов на учебных занятиях;

Развитие организаторских способностей студентов;

Целенаправленная организация активного досуга студентов.

Для эффективной реализации на практике этих задач желательно использовать уже имеющийся опыт кафедры физического воспитания и спорта, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:

Здоровый образ и спортивный стиль жизни стали нормой для студенческой молодежи;

Повысить образовательный уровень студентов и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;

Существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования в вузах;

Обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой и спортом;

Осуществить подбор квалифицированных, профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Заинтересовать студентов в систематических занятиях физической культурой, спортом, формировать у них здоровый образ жизни, вести борьбу с вредными привычками.

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и психологического состояния. Как отмечают исследователи, вуз к студентам предъявляет повышенные требования. Они сталкиваются с новыми, отличными от школьных, методами обучения, с большим по объему и часто сложным для восприятия учебным материалом. У них изменяется привычный образ жизни, разрываются старые межличностные отношения и формируются новые. Все это в совокупности может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья. В этом плане позитивную роль играют систематические занятия по физической культуре, но и вне их.

Важным слагаемым в формировании здорового образа жизни является приобщение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и сортом. Наиболее доступные формы занятий- это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Однако, как указывают литературные источники, физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Тем не менее, большинство студентов не отрицает ее положительной направленности и социальной значимости. Повышения двигательной активности студентов является привлечение их к массовым физкультурно оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: соревнования по различным видам спорта среди студентов на первенстве факультета, университета; дружеские соревнования с другими вузами, участие в спортивных шоу и т.д.

Необходимо отметить, что занятия по физической культуре не только позволяют реализовать потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через его физическое развитие, но и способствуют удовлетворению социально значимых потребностей личности в общении, стремлении познанию, самореализации и самоубеждению. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями немыслимо без сведений о физическом развитии и функциональном состоянии организма студента. Эти данные помогут ему построить самостоятельный учебный процесс, предотвратить развитие патологических процессов и будут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Чем лучше здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель адаптировались к условиям обучения в высшем учебном заведении, сохранили и укрепили свое здоровье во время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. В этом плане не последняя роль принадлежит врачебно-педагогическому контролю и самоконтролю студента.

Безусловно, знать функциональное состояние своего организма, свои физические и психологические возможности, уметь анализировать и сравнивать их, видеть результаты работы над собой, научиться представлять уровень своих возможностей.

Цель образования, позволяет поставить самостоятельной работе студентов адекватные задачи, среди которых:

Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальной ценности;

Оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития как физических, так и духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также

в осознании ответственности за жизнетворчество.

Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально- экономических условиях важное значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Не меньшее значение в таком мероприятии приобретает использование естественных природных факторов.

Включение в учебную программу по физической культуре самостоятельных занятий физическими упражнениями позволит увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус. Все это будет способствовать приобщению студентов к самовоспитанию в плане здорового образа и спортивного стиля жизни.

Самостоятельные занятия, проводимые вне учебного процесса, позволяет студентам сохранить и укрепить свое здоровье средствами физической культуры на основе естественных факторов природы. Безусловно, значительное место в этом процессе занимает взаимосвязь социальных и биологических, педагогических и медицинских закономерностей.

В связи с отсутствием системы оздоровительного самовоспитания и самообразования студентов вне учебной программы нами изучена проблема на базе кафедры физического воспитания и спорта.

Исследования и наблюдения за студентами показали, что:

В настоящее время проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями нуждается в тщательном изучении и разработке;

Отсутствие программы по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания и спорта нефизкультурных вузов;

Реализация данных установок в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студентов;

Оптимизация проведения студентами самостоятельных занятий физическими упражнениями требует комплексного подхода и проведения педагогического эксперимента.

Таким образом, выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать укреплению и сохранению здоровья студентов. Однако в целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Тем не менее эта проблема нуждается в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в разработке организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической и рекреативной основе.