Сына травят в школе что делать. Осторожно, отравлено: что делать с травлей в школе? Гармония и прощение

Новости о жестокости школьников по отношению к другим уже мало кого удивляют, а должны бы. Из самых последних — ужасный случай, произошедший в Пермском крае.

В социальной сети "ВКонтакте" появилось видео, где группа подростков издевается над школьницей. На записи видно, как они пинают девочку, поджигают ей волосы, ругаются матом. Та просит их прекратить и плачет. Сейчас эту шокирующую видеозапись проверяют полицейские города Березники.

Подобными видео, впрочем, интернет давно переполнен, но чаще всего дело ограничивается возмущенными комментариями пользователей, и лишь некоторые из подобных историй доходят до суда.

Еще одна проверка началась в Москве — и тоже из-за жестокого видео с участием школьников. В интернете были размещены кадры, на которых ученики Центра содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь" (детский дом № 18) бьют друг друга палкой. При этом, по данным московского департамента труда и соцзащиты, на спортивной площадке, где была драка, находились трое воспитателей, которые не отреагировали на происходящее. В результате уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой была инициирована проверка детского дома.

"Что касается бездействия воспитателей, учителей и любых должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение порядка в школе, то их действия могут быть квалифицированы по статье № 293 УК РФ "Халатность", — говорит председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. — Как правило, дело по статье № 293 возбуждается следом за возбуждением дела об издевательствах над ребенком".

По словам юриста, родители пострадавших могут обратиться в правоохранительные органы и в случае, когда есть видеодоказательства, и в случае, когда их нет. Однако стоит учитывать, что если на теле ребенка есть некие повреждения, то стоит сначала обратиться в медицинскую организацию, чтобы их зафиксировать.

"Если же следов насилия нет, а ребенок молчит, то добиться возбуждения уголовного дела будет сложно, — считает Олег Сухов. — Тогда лучше всего обратиться к детскому психологу: он сможет потом подтвердить жалобы ребенка на насилие".

В случае причинения какого-либо вреда стоит писать заявление в полицию — чем больше таких заявлений, тем больше шансов, что будут приняты меры, считают специалисты.

Безусловно, истории с жестокими издевательствами и записью избиения на видео все-таки встречаются гораздо реже, чем привычная школьная травля: наверное, в каждом классе за 11 лет обучения найдутся дети и подростки, оскорбляющие слабых или хамящие учителям.

Травля может быть вообще неявной, практически невидимой: игнорирование одноклассника, отказ с ним общаться — тоже агрессивное и оскорбительное поведение, которое может задеть и обидеть не меньше ссор и драк.

Узнав, что ребенка травят или что ему, к примеру, объявляют негласный бойкот, родителям нужно сразу включаться в решение этой проблемы — чем раньше, тем лучше. И не стоит оправдывать свое бездействие нежеланием идти на некий потенциальный скандал: ведь кто, если не родители, в первую очередь должны быть заинтересованы в защите своих детей?

Как действовать родителям

О проблемах ребенка в школе родители могут узнать последними — все зависит от того, есть ли в семье доверие, внимание друг к другу, достаточно ли времени уделяют родители своим детям. Если поведение ребенка изменилось, если он стал замкнутым и молчаливым или нервным, бурно на все реагирующим, — это повод срочно с ним откровенно, но аккуратно поговорить.

Следующий шаг — разговор с классным руководителем и руководством школы. Учителя должны (именно должны) разобрать эту ситуацию и обязательно связаться с родителями обидчика.

"Наш 10-летний сын — чуткий ребенок, — рассказывает Александра, актриса одного из известных московских театров. — Он много читает, способный, когда он что-то волнующее вспоминает, то может даже расплакаться. Некоторые одноклассники его регулярно оскорбляли, высмеивали, били. Или могли надеть ему на голову грязные использованные бахилы и записать все это на видео. Иногда фотографировали тайком и выкладывали снимки "ВКонтакте".

Трудный возраст: как не стать врагом подростку Переходный возраст – период сложный не только для самого подростка, но и для его родителей. Как остаться другом своему ребенку и уберечь его от опасных увлечений и компаний – в материале "Социального навигатора".

Александра с мужем как могли пытались помочь сыну, обсуждали с ним его проблемы, обращались за помощью к учителям и психологам, но в результате пришлось менять школу, и не одну.
"Учителям, руководству школы очень важно суметь достучаться до родителей обидчиков. Чаще всего совсем уж отъявленные хулиганы — все-таки из неблагополучных семей, — считает Константин Ольховой, много лет проработавший психологом-психиатром в московской школе для детей с девиантным поведением. — В полиции есть ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), а при районных управах — КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), туда может обратиться школа, туда могут обратиться родители жертвы травли, если все меры педагогического и административного воздействия в школе уже использованы. После чего хулиган ставится на учет, а позже можно завести уголовное дело, могут быть выписаны штрафы его родителям".

Однако, по словам психолога, надо понимать, что встречаются дети, которые из-за особенностей психики неуправляемы. В этом случае уже просто воздействием на его родителей и обращением в КДН проблему не решить — нужно задействовать специалистов-психиатров.

"Раньше практически в каждом округе Москвы были спецшколы для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Насколько я знаю, большинство из них сейчас закрыты, — рассказал Константин Ольховой. — В этих спецшколах многие ученики адаптировались, с ними работали опытные педагоги".

Что должны делать учителя

Со школьной травлей в каждой стране, точнее даже в каждой отдельной школе, борются по-своему. Очень многое зависит от руководства учебных заведений. Где-то проводятся специальные занятия, на которых школьники сами откровенно рассказывают о проблемах в классе и пытаются их вместе с учителем решить. Где-то директор обязательно встречается с родителями, при этом администрация школы может занимать очень жесткую позицию по отношению к ученикам, которые травят и оскорбляют других.

Но абсолютно очевидно, что подобной профилактикой школьного буллинга (травли) нужно заниматься с самого начала обучения, потом будет просто поздно. При этом психологическая помощь нужна не только жертве, но и зачинщикам.

"С психологической точки зрения можно сказать, что в России, к сожалению, распространена культура насилия, — считает психолог, владелец международной консалтинговой компании Ольга Юрковская. — Агрессия — один из способов самоутверждения. Найти подход к хулигану может только опытный педагог, который предложит ученику другой способ самоутвердиться. Необходимо найти хоть какое-то занятие, которое позволило бы подростку чувствовать себя значимым".

Чаще всего, по мнению Ольги Юрковской, проблемные дети живут в неблагополучных семьях, где сами сталкиваются с насилием, или в семьях, где на них оказывают слишком сильное давление.

"На таких детей обычно влияет жесткое воздействие со стороны взрослого. Для этого можно попросить поговорить с ребенком, например, знакомого полицейского", — считает Юрковская.

Естественно, подросткам, для которых агрессия уже стала нормой жизни (и в семье, и в соцсетях, и, допустим, в кино), объяснять, что обижать и оскорблять одноклассников недопустимо, — чрезвычайно трудно, но возможно.

"Надо четко понимать, что конфликт "учитель-ученик" заведомо неравноценен. Потому что с одной стороны мы имеем в виду ребенка, который еще не умеет себя вести, а с другой стороны конфликта — человек с высшим педагогическим образованием, который вообще-то возрастную психологию и педагогику должен был изучать, — рассказывает психолог-психиатр Константин Ольховой. — Если у него не хватает педагогического ресурса, то он может обратиться для начала за помощью к завучу, коллегам (тот же самый педсовет), директору и только потом — в КДН или полицию".

Если педагог помнит, что перед ним — плохо воспитанный ребенок с иным жизненным опытом, ему сразу становится намного легче общаться с таким учеником, отмечает психолог. Но как только учитель обижается — он проиграл автоматически.

"Меры принимать надо, — считает Константин Ольховой. Вспомним, к примеру, что Антон Семенович Макаренко, гениальный педагог, работал с совершенно отмороженными, извините, беспризорниками, но хотел и умел выстраивать с ними отношения. Стоит перечитать, как ему это удавалось".

Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если травля не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это. Если над вами издеваются, есть вещи, которые вы можете предпринять, чтобы разобраться с обидчиком. Если вы являетесь свидетелем травли, тогда вы можете кое-что сделать, чтобы встать на защиту человека. Вы также можете поработать над повышением осведомленности среди сверстников и узнать о различных способах попросить о помощи.

Шаги

Разберитесь с обидчиком

    Уйдите. Если ситуация кажется угрожающей или опасной, лучше уйти от обидчика. Даже если это неопасная ситуация, помните - вы не обязаны выслушивать гадости в свой адрес. Лучше всего просто спокойно отойти от этого человека. Так вы дадите понять, что не намерены терпеть подобное поведение.

    • Подойдите к людям, - к учителю или кому-то еще - которые не допустят издевательства.
  1. Расскажите кому-нибудь о происходящем, чтобы остановить обидчика. Важно сразу сообщить о травле, чтобы она прекратилась. Рассказав кому-то, что над вами издеваются, вы постоите за себя и покажете обидчикам, что вы не будете терпеть издевательств над собой.

    • Обратитесь к учителю, родителям, школьному психологу или к кому-нибудь еще, кто сможет помочь, и немедленно сообщите им, что сказал или сделал обидчик по отношению к вам.
    • Скажите что-то вроде: «Алина надо мной издевается. Она постоянно высмеивает мой вес и не останавливается. Я просил(а) ее прекратить, но она продолжает делать это. Я думаю, что мне нужна помощь, чтобы с ней справиться».
    • Вы также можете написать записку, чтобы объяснить, что происходит. Отдайте ее учителю, школьному психологу или директору.
    • Обратитесь к кому-нибудь еще, если первый человек, которому вы рассказали о травле, ничего не предпринимает. Не соглашайтесь с тем, что вам придется мириться с издевательствами.
  2. Посмотрите обидчику прямо в глаза и попросите его остановиться. Твердость, решительность, а также уверенный язык тела - самый лучший способ обратиться к обидчику. Если обидчик продолжает приставать к вам, даже после того как вы ушли, дайте ему понять, что не будете мириться с таким поведением. Повернитесь и скажите ему в лицо, чтобы он прекратил.

    • Используйте уверенный язык тела - выпрямитесь и повернитесь к обидчику лицом. Смотрите ему в глаза во время разговора. Не опускайте взгляд вниз, и не пытайтесь стать «меньше», например, скрещивая руки или сгибая колени. Выпрямитесь в полный рост, держите руки по бокам, а ноги на ширине плеч.
    • Изложите свою просьбу коротко и ясно. Скажите что-то вроде: «Прекрати это, Алина», - или: «Саша, оставь меня в покое». При этом обязательно смотрите обидчику прямо в глаза и говорите спокойным, ясным голосом.
    • Не любезничайте с обидчиком и не оскорбляйте его. Если вы будете говорить приятные вещи человеку после того, как он оскорблял и унижал вас или физически угрожал вам, это лишь повысит его чувство превосходства. Обзывая обидчика, вы можете привести его в ярость, что заставит его приложить больше усилий, чтобы вам навредить.
  3. Сохраняйте спокойствие . Цель обидчика - получить от вас эмоциональный отклик, так что делайте все возможное, чтобы сохранять спокойствие и не показывать свои чувства. Старайтесь не демонстрировать злость, грусть или испуг. Человек может «питаться» этими эмоциями и прикладывать еще больше усилий.

    • Сделайте несколько глубоких вдохов и подумайте о чем-то, что вызывает у вас радостные эмоции. Вспомните, как вы получили хорошую оценку за контрольную, как играли с собакой, или представьте, как весело вы проводите выходные вместе с семьей. Это поможет вам отвлечься от данной ситуации и не реагировать на нее. Обязательно во время этого держите глаза открытыми и сохраняйте зрительный контакт с обидчиком.
    • Отвечайте обидчику спокойно и уравновешенно. Например, можете сказать: «Тимур, я знаю, ты думаешь, что это смешно, но это не так. Прекрати». Или: «Прекрати сейчас же, или я расскажу учителю о твоем поведении».
    • Обязательно позже поговорите с кем-нибудь о том, какие чувства вызвал у вас обидчик. Поговорите с родителями, школьным психологом или учителем.

    Помогите кому-то, над кем издеваются

    1. Действуйте незамедлительно. Не мешкайте. Увидев или услышав, как над кем-то издеваются, вмешайтесь, чтобы немедленно остановить травлю. Если сами не можете вмешаться, найдите кого-нибудь, кто сможет. Взрослые, которые пытаются прекратить травлю, могут также попросить помощи у другого взрослого.

      • Вы можете попробовать заступиться за человека и сказать что-то вроде: «Прекрати, Антон!» Не оскорбляйте обидчика и не применяйте физическую силу, чтобы остановить его издевательства над человеком.
      • Если вы не можете вмешаться, или ваше вмешательство не сработало, попросите помощи у кого-нибудь еще. Например, если вы видите, что над кем-то издеваются на игровой площадке, сбегайте за учителем или старостой и расскажите ему о том, что произошло.
      • Не тяните до последнего - расскажите о происходящем сразу же. Если вы будете медлить, человек может пострадать.
      • Сообщите учителю или школьному психологу о любых продолжительных издевательствах, о которых вы знаете. Некоторые виды травли, например, изоляция или насмешки, могут остаться незамеченными учителями.
    2. Разделите обидчика и его жертву. Важно держать обидчика подальше от человека, которого он запугивает. Не заставляйте обе стороны находиться вместе в одной комнате или пожимать друг другу руки и мириться. Отведите их в отдельные комнаты и поговорите с каждым по отдельности.

      • Спросите каждого, что случилось.
      • Вы также можете поговорить с другими детьми, которые стали свидетелями издевательств, но не делайте этого перед обидчиком или его жертвой.
      • Потратьте время на выяснение деталей произошедшего. Не пытайтесь выяснить все на месте. Поговорите с обеими сторонами, опросите свидетелей, что они видели, а затем составьте полную картину.
    3. Отнеситесь к этому серьезно. Травля - это большая проблема, которая может обостриться и нанести человеку серьезный вред, как эмоциональный, так и физический, если ее не прекратить. Отнеситесь серьезно к любой травле, о которой услышите. В некоторых ситуациях вам даже может понадобиться связаться с полицией или службами экстренной помощи. Возможно, вам придется привлечь полицию или обратиться за медицинской помощью для человека, если:

      • в деле задействовано оружие;
      • от обидчика исходят угрозы;
      • насилие или угрозы мотивированы ненавистью, например, расизмом;
      • обидчик нанес серьезный физический ущерб человеку;
      • имеет место сексуальное насилие;
      • произошло что-то незаконное, например, вымогательство, шантаж или ограбление.

    Подавайте хороший пример

    1. Никогда ни над кем не издевайтесь в школе. Проанализируйте собственное отношение к одноклассникам. Есть ли среди них кто-нибудь, над кем вы, возможно, издеваетесь, даже непреднамеренно? Все обмениваются колкостями время от времени, но, если есть кто-то, кого вы часто дразните, остановитесь, даже если не расцениваете свои действия как травлю. Возьмите за правило быть любезным с людьми, даже если они вам не особо нравятся.

      • Не дразните человека, если не знаете его достаточно хорошо, чтобы понять его чувство юмора.
      • Не распространяйте слухи или сплетни о других людях - это один из видов травли.
      • Не нужно намеренно не обращать внимания на кого-либо или игнорировать его.
      • Никогда не распространяйте фотографии или информацию о ком-то в интернете без его согласия.
    2. Вступитесь за других людей. Если вы видите, что над кем-то в вашей школе издеваются, заступитесь за него. Оставаться безучастным - недостаточно. Обязательно вмешайтесь, чтобы жертва не пострадала еще больше. Например, можно поговорить с обидчиком, если это кажется вам безопасным, или сообщить директору школы о том, что вы видели.

      • Если ваши друзья начинают сплетничать о ком-то, дайте понять, что вы не участвуете в подобных вещах. Скажите что-нибудь вроде: «Я не люблю сплетничать. Можем поговорить о чем-нибудь другом?»
      • Если ваши друзья намеренно не обращают внимания на кого-то, сообщите, что было бы правильнее перестать игнорировать этого человека. Скажите: «Я думаю, мы должны лучше относиться к Кате. Новеньким всегда сложно в школе».
      • Если вы видите, что кого-то задирают и вы боитесь за безопасность этого человека, немедленно сообщите директору школы. Скажите: «Я беспокоюсь об Алексее. Я заметил(а), что некоторые мальчики из старших классов пристают к нему, когда он возвращается домой из школы».
    3. Сообщите всем, что издевательства должны прекратиться. Во многих школах проводят кампании по борьбе с издевательствами. Их организуют ученики, которые хотят сохранить в школах безопасность и дружелюбную атмосферу. Присоединитесь к группе или создайте ее в своей школе, чтобы привлечь внимание к проблеме травли и выяснить способы ее решения.

      • Попробуйте завести с друзьями разговор об издевательствах. Можете сказать: «Ты в курсе, что в нашей школе некоторые учащиеся по-прежнему издеваются над другими? Я думаю, это ужасно и хотел(а) бы что-нибудь сделать, чтобы прекратить это».
      • Поговорите со своим учителем или школьным психологом о том, как вы можете помочь. Например, вы можете выступить с презентацией о травле перед классом или организовать мероприятие, которое повысит осведомленность о данной проблеме.

    Обратитесь за помощью

    1. Поговорите с завучем по воспитательной части или директором. Поскольку травля является довольно распространенным явлением, в каждой школе есть политика продуктивного и эффективного решения этой проблемы. Обсудите ситуацию с директором школы, школьным психологом или завучем по воспитательной части, чтобы как можно быстрее ее прекратить. По отношению к обидчику будут предприняты определенные меры - его либо накажут без постороннего вмешательства, либо привлекут родителей или полицию.

      • Знайте, что другие дети в вашей школе переживают ту же проблему, и правила и инструкции введены не без причины.
      • Если вы - один из родителей, поговорите с директором вместо того, чтобы решать проблему самостоятельно.
    2. Сообщите о кибербуллинге (травле с помощью средств электронной коммуникации) поставщикам услуг. Эта форма травли стала настолько распространенной, что телефонные службы и другие поставщики услуг также располагают инструкциями по борьбе с преследованиями. Позвоните поставщику услуг и сообщите о запугивании, чтобы были предприняты меры и человека заблокировали и он не мог дальше с вами контактировать. Возможно, вам понадобится предоставить телефонные записи разговоров или электронные письма в качестве доказательства.

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе.

Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность.

Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия.

После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей.


Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Не смешивать сигналы!

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой.

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

ВИДЕО: психолог и педагог Дима Зицер о травле в школе

Недавно мы публиковали обзор ситуации со школьным буллингом в нашей стране - на основе опыта, которым поделились участники Круглого стола «Единая модель противодействия школьной травле». Но поскольку буллинг происходит не только в России, мы собрали опыт других стран. Какие методы профилактики и борьбы используют они, что из этого работает? И почему шведская модель воспитания имеет ряд особенностей, которые на руку буллерам, но не защищают жертву.

Твитнуть

ЯПОНИЯ: выживает сильнейший?

Япония - одна из лидирующих стран по уровню образования согласно международным исследованиям PISA, PEARLS и TIMSS. Здесь за качественное образование ведется настоящая борьба: в сильных школах царит ожесточенная конкуренция, у японских детей очень короткие каникулы и огромные домашние задания. И здесь же известны случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством из-за жестокой травли со стороны сверстников.

В октябре 2011 года произошел трагический случай: 13-летний подросток из Оцу не выдержал издевательств и покончил с собой. Такое случалось и раньше, но тут общественность особенно возмутил тот факт, что у продолжительной и жестокой травли было много взрослых свидетелей. И никто не посчитал нужным вмешаться. Многие японцы до сих пор открыто высказывают мнения о том, что травля - это школа жизни, которая закаляет, заставляет учеников справляться с собой и становиться сильнее.

Однако после случая с мальчиком из Оцу проблема буллинга была признана на государственном уровне, и в 2013 году вступил в силу Закон о развитии мер предотвращения издевательств (https://www.nippon.com/ru/currents/d00290/ ). Согласно этому закону, каждая школа обязана самостоятельно выработать основы школьной политики по предотвращению издевательств, создать некую внутреннюю общественную структуру, которая занималась бы вопросами травли, и принимать всевозможные меры по выявлению случаев буллинга и их профилактики. Проблема в том, что понятие буллинга в законе определено неточно и для каждой организации остается возможность трактовать то или иное событие в свою пользу.

В японском Министерстве образования работает Совет по борьбе с издевательствами , и его деятельность в основном направлена на взрослых. От педагогов требуется максимально внимательное отношение к каждому обращению, от психологов - забота о психоэмоциональном состоянии детей, от родителей и опекунов - тесное сотрудничество с государственной системой.

Тема буллинга в Японии вообще, в том числе и среди работающих в крупных компаниях взрослых, активно исследуется. Случаи школьной травли в этой стране и сейчас довольно часты. Видимо, для того чтобы отказаться от жестоких методов социальной закалки, требуется больше времени.

КАНАДА: сила детских организаций

Уникальность канадского опыта в том, что здесь на борьбу с буллингом поднимают самих учеников. Для этого активно используют метод Дьюи (Д. Дьюи - выдающийся американский педагог и социальный философ, сделавший для американской педагогики примерно столько, сколько для нашей - Выготский или Давыдов и Эльконин). Метод называется «Команда связей» и в чем-то напоминает любимые практики Ушинского, Сухомлинского и других выдающихся отечественных педагогов. Собираем группу из активных, позитивных, положительных ребят из старших классов. приглашаем их в школу за неделю до начала учебного года, поздравляем с принятием в группу связей (обычно в канадских школах это большая честь - стать частью команды), проводим небольшой тренинг и за каждым активистом закрепляем трех-четырех подшефных: новичков, первоклассников, ребят, только что поступивших на новую образовательную ступень, может быть, просто странных или имеющих какие-либо проблемы с адаптацией детей.

Что требуется от члена команды? Хотя бы раз в день подойти на переменке к подопечному, улыбнуться, пожать руку, спросить, как дела. Если есть жалоба, был момент травли или просто ребенок очень печальный, наставник даст сигнал школьному психологу или доверенному учителю. Есть и другие «пионерские» практики: еженедельные собрания, вынесение на повестку дня сложных случаев, обучающие семинары по конфликтологии и первой помощи детям, попавшим в беду.

Казалось бы, такая малость, а работает отлично: во-первых, это редкая методика, в которой сами дети становятся активными субъектами борьбы с буллингом. Во-вторых, сам факт, что раз в день на ученика обязательно кто-то обратит внимание, заставляет хулиганов держать себя в руках. К тому же авторитет активистов в школах очень велик: в некоторых школах Канады и США такая общественная работа котируется как самостоятельный школьный предмет, за него ставят оценки.

Правда, по данным ОЭСР Канада все равно остается страной, где буллинг - весьма распространенное явление. В 2017 году она оказалась на шестом месте среди тридцати других западных стран.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: контакт и понимание

Британское образование, во-первых, дифференцированное (есть школы для бедных и для богатых, для сильных и слабых), во-вторых, очень консервативное (ритуалы, иерархия, уважение к старшим и т.д.). При всем этом в Великобритании дела с травлей обстоят не так остро, как в Австрии и России. И, видимо, дело тут в том, что англичане подходят к проблеме школьной травли системно: не столько разбирают единичные кейсы, сколько создают позитивную, гибкую и комфортную образовательную среду.

Два года назад российским журналистам из EuroPulse дала интервью профессор Кембриджского университета, международный эксперт в сфере буллинга Коллин Маклафлин.

Британские эксперты образования пришли к выводу, что лучшее лекарство от буллинга - развитие у детей коммуникативных компетенций. Если каждый ученик может точно и открыто выразить свои чувства, найти себе друзей, создать социальные связи, то он с меньшей вероятностью станет жертвой травли, да и зачинщиком тоже. Для детей помладше в школах организованы «скамейки дружбы», куда можно сесть, чтобы найти себе партнера по игре; для детей постарше в программу введены уроки социального и личностного роста, где детей учат общаться, разрешать конфликты, выходить из сложных ситуаций и т.д.

Ну, а если факт буллинга налицо, значит, мы имеем дело с двумя жертвами - потерпевшим и агрессором. Тот, кто травит, делает это не от хорошей жизни: вероятно, ему одиноко, страшно, мало поддержки оказывают дома и т.д. В Великобритании, где сто двадцать лет назад считалось нормой на глазах у целого класса наказать ребенка розгами, отказались даже от публичных разносов. Вместо этого используют метод очной ставки между буллером и его жертвой. Коллин Маклафлин отмечает, что главная цель очной ставки - не восстановить справедливость, не покарать и пристыдить, не добиться возмездия, а наладить диалог между нападающим и потерпевшим. «Часто хулиганы не понимают, чему подвергают своих жертв, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в контексте откровенного разговора - это сильное впечатление, и оно, как правило, дает результат», - объясняет профессор корреспонденту EuroPulse.

ШВЕЦИЯ: правовая защищенность и психологический комфорт

Скандинавские страны в борьбе с буллингом достигли наибольшего успеха: здесь случаи травли более редки, чем где-либо в Европе, Азии или Латинской Америке. Примечательно, что именно скандинавские психологи и социальные философы впервые стали писать о явлении травли и искать пути решения. Правда, реально действующих эффективных методов они после себя не оставили.

В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Поэтому задача всех взрослых - сохранить дружелюбную и здоровую атмосферу в классе, на улице и во всей стране, а о том, как карать оступившихся, думают в последний момент. На государственном уровне детей защищают законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации». С 2006 года действует особая должность омбудсмена - специалиста, который помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого ученика было под защитой. Существует специальная Школьная инспекция, которая занимается постоянным мониторингом ситуации с буллингом в школах страны.

Но все эти государственные органы вряд ли могли бы справиться с поставленной задачей, если бы не признанная государством и обществом глобальная идея о защите прав и достоинства детей. Швеция одной из первых подписала Конвенцию о правах ребенка, и этот документ здесь действительно работает: каждый ребенок с первого дня жизни считается неприкосновенной, самоценной личностью, чьи права так же священны, как права взрослого. Здесь невозможно представить себе ситуацию, когда в спортивной секции тренер орет на детей, говорит им обидные и унизительные слова, или когда мама на детской площадке наказывает расшалившегося ребенка: это просто ненормально.

Отношение к детям в Швеции базируется на трех правилах:

  • Дети - полноценные члены общества , у них есть права, за нарушение этих прав предусмотрено наказание. В 1979 году в Швеции законом было запрещено физическое и психологическое насилие над детьми. Жестокие или несдержанные родители (не говоря уже об учителях) могут понести серьезное наказание, и ни религия, ни принадлежность к другой нации, ни двойное гражданство этому не помеха. А дети с малых лет отлично знают, что могут обратиться за помощью к учителю, родственнику, родителям друзей или позвонить по телефону доверия.
  • У всех детей равные возможности. В шведских школах, как при коммунизме, всего в достатке и все бесплатно: бумага, карандаши, школьные обеды. Это делается для того, чтобы никто не почувствовал себя уязвленным. До 6 класса детям не ставят оценок, только группируют учеников по уровню успеваемости. Успеваемость и поведение ребенка обсуждают только индивидуально: с ним самим или с его родителями. Распекать кого-то из детей на общем родительском собрании - неприемлемо. Идея равных возможностей воплощается и в том, что нет «мужских» и «женских» предметов, видов спорта, кружков и секций.
  • Детям нельзя врать. Нет никакой лжи во спасение, никакого «ты еще маленький»: разговоры о жизни и смерти, добре и зле, о сексе и деньгах, религии и политике умело адаптируются под разные возрасты в книгах и телепередачах - на случай, если родителям будет сложно вести диалоги самостоятельно. Таким образом дети защищены от того, чтобы нечаянно не «сморозить» какую-нибудь глупость и не стать посмешищем. (