Как никогда не проигрывать в крестики нолики. Как выигрывать в крестики нолики? Простые и понятные схемы. Что делать ноликам

Крестики-нолики – игра довольно бесхитростная. Небольшое количество клеток – их всего девять – приводит к ограниченному количеству ходов. Поэтому изучить эту игру математикам было достаточно просто. Поэтому классические крестики-нолики – игра решаемая, то есть существует единая стратегия, однозначно приводящая к выигрышу или ничьей. Как же одержать верх над противником?

Когда первый ход предоставляется вам

Если первым ходить должны вы, то, не мудрствуя лукаво, помещайте свою «фигуру» – пусть это будет крестик – в самом углу. Это способно обеспечить вам победу, если соперник не догадается поставить свой нолик на центральное поле. Если его нолик будет стоять в крайнем, но не угловом поле, то следует поместить второй крестик в другом углу, отстоящем от первого в вертикальном или горизонтальном направлении (но не соприкасающемся с этим ноликом). Сопернику придётся поставить свою фигуру между вашими крестиками, а вы спокойно ставите третий крестик в третьем углу. Тогда образуется сразу два выигрышных направления. Соперник не может поставить два нолика одновременно, следовательно, вы одерживаете победу.

Но что, если ваш партнёр нарисовал свой первый нолик в центре? Тогда выигрыша уже не получится, но можно привести игру к ничьей. Следующий крестик должен стоять в противоположном углу, чтобы получилась диагональная линия Х-О-Х. Если после этого соперник поместит свой нолик в одном из угловых полей, то вы победите – достаточно поставить третий крестик в оставшемся углу, образовав две выигрышные линии. Если же противник сделал ход в другую клетку, то это приведёт к ничьей – если, конечно, ошибку не допустите вы.

Также можно поставить второй крест в крайней, но не угловой клетке, которая не соприкасается с вашим первым крестом. Если противник сделает свой очередной ход в углу, то своим третьим крестиком вы должны заблокировать ему линию и создать выигрышную ситуацию. В противном случае исходом партии будет ничья.

Если вы играете вторым

Если первым ходит соперник и совершает безошибочные ходы, то единственная возможность – создать ничью. Из сказанного выше можно понять, что свой первый ход необходимо делать на центральное поле. Свой второй крестик нужно определить в боковую, но не угловую клетку, если нет необходимости блокировать линию сопернику. Придерживаясь этой стратегии, можно создать вожделенную ничью.

Если противник делает свой начальный ход в центре, то вы ставите свой крестик в угол. В дальнейшем нужно парировать угрозы противника, блокируя его выигрышные линии.

Игрок, ходящий вторым, может выиграть только в том случае, если соперник допускает оплошность.

Разновидности крестиков-ноликов

Считается, что крестики-нолики дали начало многим другим, более сложным и интересным настольным играм. Но и сама эта игра имеет усложнённые варианты.

К примеру, «объёмные» крестики-нолики. Такая игра присутствовала на старинной игровой приставке Atari 2600. Четыре плоскости размером 4 х 4 клетки располагаются одна под другой. Выигрышная ситуация из четырёх крестиков или ноликов может создаваться не только на одной плоскости, но и на всех четырёх, причём существует множество вариантов: например, каждый крестик или нолик имеет одну и ту же координату на каждой плоскости, и это считается выигрышем.

Гомоку, или рэндзю – японская игра, которая проводится на больших полях. На соревнованиях это поле 15 на 15 или 19 на 19 клеток, но есть варианты и на «бесконечном» поле. Ходы делаются не в клетки, а на пересечения линий; вместо крестиков и ноликов обычно используются шашки чёрного и белого цветов, однако суть игры всё та же. Выигрывает тот, кто поставит пять своих шашек в ряд.

В школе я был чемпионом в крестики нолики, играл не зная поражаения. Эта игра была любимым способом скоротать время до перемены на скучных уроках.

Когда не было компьютерных игр и приложений для смартфонов, нам для игры достаточно было тетрадного листка в клетку и карандаша. Зимой в крестики-нолики играли на улице, начертив игровое поле веточкой на снегу.

Сейчас игры детства приобрели "мобильный" характер и доступны онлайн. Но правила игры и стратегия победы остались прежними. Освоив простой алгоритм из этой заметки, вы легко сможете выиграть крестики нолики у зои, победить 5 в ряд в мета школе и никогда не проиграете живому человеку.

Крестики-нолики, правила игры

Игровое поле представляет собой квадрат размером 3х3 нарисованный на листке бумаги и расчерченный на девять клеток. Две линии проводятся вдоль квадрата, две линии поперек.

Варианты, когда игровое поле имеет размеры от 4 х 4 до бесконечности, рассмотрим ниже, после разбора комбинаций игры в поле 3х3.

Базовые принципы общие, и освоив алгоритм "три в ряд", вы сможете уверенно играть в более сложные и интересные варианты этой древней игры.

Первым ход делает игрок, играющий крестиками. Второй ход за игроком, играющим ноликами. Крестики уже заняли одну клетку, и нолики для хода выбирают пустую, из оставшихся клеток.

Игроки по очереди меняются, кому играть за крестиков и ноликов.

Древние китайцы вместо рисованных символов "Х" и "0" на поле ставили камни, черные и белые. Сейчас дома в качестве поля можно использовать шахматную доску и шашками обозначать клетку, на которую сделан ход.

Побеждает игрок, который первым построил (в пределах игрового поля) линию из трех своих символов: горизонтальную, вертикальную или по диагонали.

Стратегия победы пошагово видеоразбор

Небольшой видео ролик, для тех, кому так проще воспринимать информацию. Кому интереснее читать, листаем дальше.

    Возможны два варианта исхода игры:

  1. Вы победили.
  2. Ничья. Закончились пустые клетки на игровом поле и ходить больше некуда.

Вариант "Вы проиграли", мы не рассматриваем, так как тем, кто до конца дочитал эту статью проигрыш не грозит. Все время выигрывать я вас не научу, но расскажу, как можно всегда свести игру к ничьей.

Для удобства рассказа, я каждый квадрат игрового поля обозначил цифрами, от 1 до 9.

(5) - центральная клетка.

(1), (3), (7), (9) - угловые клетки.

(2), (4), (6), (8) - боковые клетки.

Чтоб не растягивать повествование, я для каждого варианта первого хода буду рассматривать по одной комбинации. Если в моем примере нолики сходили в угловую клетку (1), а в вашем случае в угловую клетку (3), (7) или (9), то мысленно разверните поле и продолжайте ходить по изложенному мной алгоритму.

Ситуация №1, крестики ходят в центр

Когда крестики первым ходом занимают центральную клетку (5), ноликам остается ходить в угловую клетку или в боковую.

На этом ходу уже все решается. Сходили нолики в угловую клетку - это ничья. Если нолики сходили в любую боковую клетку - вы победили. Можно начинать новую партию, эта игра дальше не имеет смысла.

В нашем примере нолики сходили в боковую клетку (8).

Крестики ответным ходом занимают любую угловую клетку, для примера клетку (1) и получают линию из двух крестиков (см. рисунок).

Главная премудрость игры и основа всей тактики держится на двух принципах:

Принцип 1. Занимай ту клетку, которая принесет тебе немедленную победу;

Принцип 2. Если такой клетки нет, занимай клетку, которая принесет немедленную победу сопернику.

Нолики сейчас своим ходом выиграть не могут и по второму принципу занимают клетку (9), в свою очередь образуя линию из двух ноликов, см. шаг 4.

Крестики занимая клетку (7) нейтрализуют угрозу со стороны ноликов и одновременно с этим строят две линии из своих фигур. Для победы в следующем ходе крестикам нужно будет занять клетку (3) или (4). См. шаг 5.

Такое построение, когда одним ходом создается две угрозы, называется ВИЛКА.

Нолики в шестом шаге заняв клетку (3) закрывают одну угрозу со стороны крестиков.

Крестики по принципу 1, ходят в клетку (4) и одерживают победу.

Ситуация №2, крестики ходят в центр

Предположим, что теперь вы играете ноликами. Чтоб не проиграть эту встречу, первым ходом нужно занять угловую клетку. Без разницы какую, на ваш вкус (1), (3), (7) или (9). Для примера возьмем (1), см. рисунок ниже, шаг 2.

Крестики, опять же без разницы, куда бы ни сходили, получат линию из двух фигур. см. шаг 3.

Нолики закрывают линию крестиков, и создают свою угрозу - см. шаг 4.

Крестики по принципу 2 ходят в квадрат (4), нолики отвечают в квадрат (6). См. шаг 5 и 6.

Независимо от того, каким был предыдущий ход у крестиков, ноликам следует занимать оставшуюся свободную боковую клетку (2) или (8). Крестики занимают последнюю свободную клетку - игра закончена ничьей.

Вилку крестикам при таком начале игры построить не получится, но и ноликам не дадут. Если по невнимательности, после 6-го шага, нолики сходят в угловую клетку (9) вместо боковой (2) или (8), то крестики одержат победу построив горизонтальную линию (2)-(5)-(8).

Ситуация №3, крестики ходят в угол

Вы снова играете крестиками, теперь для разнообразия сходим в угол, без разницы какая угловая клетка. См. рис. ниже, шаг1.

Ход ноликов, как и в ситуации №1, от этого хода зависит исход игры. Если нолики сходили в боковую клетку, то вы построите вилку и победите.

В случае, если нолики первым ходом займут центр или угловую клетку, то будет ничья. Ноликам останется уповать на вашу невнимательность, которая подарит им победу. Но в нашем примере такой исход событий не предусмотрен.

В случае хода ноликами на боковую клетку, шаг 2, вы занимаете еще одну угловую клетку, образуя угрозу - линию из двух фигур. См. шаг 3.

Центр, клетку (5) умышленно оставим пустой для ноликов. Часто, нолики вместо того, чтоб закрыть вашу угрозу ходом в боковую клетку (2), радостно занимают центр.

Если противник попался на уловку и сходил в клетку (5), мы занимаем клетку (2) и линия построена (1)-(2)-(3)

Не будем недооценивать соперника, и он в шаге 4 закрыл нашу угрозу ходом на боковую клетку (2)

Крестикам ничего не остается, как по первому принципу занять центральную клетку (5) и построить вилку.

Теперь, см. шаг 6, куда бы нолик не ткнулся, у нас останется свободной одна из двух угловых клеток (7) или (9), ход в которую и принесет нам победу.

Ситуация №4, крестики ходят на боковую клетку

Ход сам по себе в плане будущей победы не оправдан. Варианты исходов - ничья, или проигрыш по невнимательности.

Комбинацию, когда вы с первого хода ставите себя в тактически невыгодное положение можете рассмотреть самостоятельно, опираясь на указанные выше два принципа игры.

Рендзю, жемчужная нить, гомоку, пять в ряд

Когда вам стало тесно и скучно в игровом поле 3х3, и играть три в ряд уже не спортивно, переходим на большую игровую площадь.

Рендзю - настояльная логическая игра для двух игроков, была известна еще в древнем Китае и Японии. Спортивный вариант классических крестиков-ноликов.

Игровое поле для рендзю имеет размеры от 15х15 и больше. Вот здесь уже начинается простор для стратегий и тактик. Каждая партия носит уникальный характер.

Побеждает так же игрок, первым построивший линию из пяти фигур своего цвета. Линия может быть в любом направлении - по диагонали, по вертикали, по горизонтали.

Для удобства игры в длинные линии (пять в ряд), крестики и нолики должны отличаться цветом. Иначе, глаз замылится и чужие фишки можно принять за свои, т.к. они одного цвета, хоть и разной формы. В классическом варианте фишки (камни, кружочки) которыми ходят игроки, - имеют черный и беый цвет.

По правилам, первый ход делают черные и им запрещено делать вилки 3х3, 4х4, а так же ряд из 6 и более "камней" своего цвета подряд.

Зато черные могут делать вилки размером 3х4, когда за один ход образуются две перекрещивающиеся линии - одна длиной три камня, вторая из 4 камней. Так что нет повода расслабляться у того, кто играет белыми.

    Белые, за то, что ходят вторыми - имеют следующие преимущества:

  • Могут строить вилки любого размера и любой кратности;
  • Победу белым приносит линия не только 5 в ряд, но и из большего числа камней;
  • Для своей победы белые могут вынудить построить черных линию из 6 и более камней подряд.

Ничья

Игрок, может пропустить ход, если ему в данный момент не выгодно менять расположение своих камней на игровом поле.

Если оба игрока подряд отказались от хода, объявляется ничья.

Закончились все свободные клетки - ничья.

Получается, игрок еще может пропустить ход, потому что ему некуда ходить.

Гомоку, отличия от рендзю

  1. Для черных отсутсвуют фолы (запрещенные ходы), и черные могут строить вилки любой кратности и длины.
  2. Ряд из шести и более камней одного цвета не приносит победы ни одной из сторон.

Гомоку имеют более мягкие правила, для удобства игры в обычной жизни. Правила рендзю ориентированы на спортивные состязания.

Сервисы, где можно играть онлайн

У всех сервисов для игры онлайн реализованы режимы игры с компьютером, с другим пользователем и вторым игроком, который находится рядом с вами.

Так же почти у всех есть вариант игры рендзю. Ссылки даны ниже, на всех сайтах я лично играл. Обязательная регистрация не требуется.

Реомендую сервис, где ваш соперник живой человек . Есть сервисы, где компьютер очень слабый , есть где сильно играет или нестандартно выглядит игра . Но все компьютеры слабо играют в длинный вариант пять в ряд. Если в крестики нолики была ничья, то в рендзю компьютер проигрывает.

На этой ноте я с вами прощаюсь и до новых встреч на страницах моего дневника. Не забудьте подписаться на обновления - в следующий раз я расскажу как всегда выигрывать в морской бой.

С вами был Александр Утышев

Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в знаменитые крестики-нолики, пытаясь построить в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика на девятиклеточном поле. Если вы достаточно тренировались в этой игре, то, наверняка, знаете, что два опытных игрока всегда заканчивают партию вничью, и это делает игру для них неинтересной. В этой статье вы прочитаете о том, как выиграть в крестики-нолики или, по крайней мере, не проиграть, а также узнаете все хитрости и секреты прохождения этой популярной игры.

Немного о правилах. Цель игры выстроить на девятиклеточном поле подряд 3 одинаковых фигуры (3 крестика или 3 нолика) по горизонтали, по вертикали или по диагонали раньше, чем это сделает ваш партнер по игре. Игра в крестики-нолики начинается с хода игрока, который ставит крестик в любой клетке на игровом поле три на три (отметим сразу, что у него гораздо больше шансов выиграть, чем у противника). После этого второй игрок ставит в любой свободной ячейке нолик. Затем снова ходит крестик. Потом опять нолик. И так продолжается до тех пор, пока:

Кто-то из игроков не построит в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика, и в результате чего будет признан победителем;

Не останется свободных клеток, и на поле не будет присутствовать трех идущих подряд одинаковых фигур - в этом случае объявляется ничья.

Займите любой из углов

  1. Если противник займёт любую клетку, кроме центральной, вы гарантировано выиграете.
  2. Ходите в любой из свободных углов.
  3. Логично, что противник перекроет выигрышную комбинацию, встав между двумя вашими «крестиками». Это нам и нужно!
  4. Занимайте ещё один свободный угол…

Беспроигрышная комбинация!

Если противник занял центр

  1. Предположим, как мы и договаривались, вы поставили «крестик» в любой из углов. Но коварный противник оккупировал центр.
  2. Занимайте угол наискось от уже занятого.
  3. Если противник отмечается в любом из свободных углов в робкой надежде победить – вы выиграли.
  4. Просто перекройте его выигрышную комбинацию, заняв последний пустой угол…

Неизбежная победа!

Крестики-нолики - решаемая игра. Это значит, что существует математически доказанная стратегия, с помощью которой можно добиться наилучшего результата в каждой игре. В крестики-нолики два игрока, которые используют правильную стратегию, всегда будут заканчивать партию вничью, то есть без победителя. Против соперника, которому неизвестна эта стратегия, все же можно выиграть, если он допустит ошибку. Как только ваши друзья уловят суть вашей стратегии, попробуйте более сложный вариант правил.


Изучите основные правила , если вы не знаете, как играть в крестики-нолики.

Шаги

Выигрыш или ничья, если вы ходите первым

    Поставьте первый Х в углу. Наиболее опытные игроки, если делают первый ход, ставят Х в углу. Так у соперника будет наибольшее количество возможностей допустить ошибку. Если ваш соперник в ответ ставит О в любом другом месте , кроме центральной клетки, это гарантирует вам победу.

    Постарайтесь выиграть, если ваш соперник ставит первый О в центральную клетку. Если соперник ставит свой первый О в центре, вам придется подождать, пока он не ошибется, чтобы вы смогли выиграть. Если он продолжает играть правильно, то можно гарантированно свести результат игры к ничьей. Вот два варианта вашего следующего хода с указаниями, как ходить дальше, если соперник сделает определенный ход (а если нет, то просто продолжайте блокировать его ходы, чтобы свести результат к ничьей):

    Вы выиграете автоматически, если ваш соперник поставит свой первый О в любую клетку, кроме центральной. Если ваш соперник поставит свой первый О в любую клетку рядом с центром, вы можете выиграть. В ответ поставьте свой второй Х в любом другом углу так, чтобы между двумя Х была пустая клетка.

    Поставьте третий Х так, чтобы получить два возможных победных хода. Скорее всего, ваш соперник увидит, что у вас два Х в ряду и заблокирует вас. (Если нет, то выиграйте, сделав ряд из трех Х). После этого должна быть пустая клетка на одной линии с вашим первым и вторым Х, и никакой вражеский О не блокирует эту линию. Поставьте третий Х в эту клетку.

    • Например, нарисуйте на листе бумаги поле для игры в крестики-нолики, у которой в верхней строке будет «X O _», в средней - «O _ _», и в нижней - «X _ _». Если вы поставите третий Х в нижнем правом углу, он будет на одной линии с другими вашими крестиками.
  1. Выиграйте, поставив четвертый Х. После вашего третьего Х остаются две клетки, заняв которые вы выиграете игру. Поскольку ваш соперник может сделать только один ход, он сможет заблокировать только одну из этих клеток. Поставьте четвертый Х в незаблокированную клетку и вы выиграете!

    Как не проиграть, когда ходишь вторым

    1. Приведите игру к ничьей, если ходите вторым. Если соперник начинает первым и ставит О в углу, всегда ставьте Х в центральную клетку. Второй Х следует поставить в средней, не угловой, клетке, если только вам не надо заблокировать ход противника, чтобы он не выстроил три О в ряд. При использовании этой стратегии каждая игра, как правило, заканчивается ничьей. Теоретически вы можете выиграть в этой ситуации, но ваш соперник должен сделать фатальную ошибку, например не увидеть, что у вас в одном ряду стоят два Х.

      • В этом разделе ваш соперник все еще ходит ноликами, но помните, что он начинает ходить первым.
    2. Добейтесь ничьи, если ваш оппонент начинает ходить с центральной клетки. Когда ваш соперник начинает игру, поставив О в центральной клетке, поставьте первый Х в углу. После этого просто блокируйте ходы соперника и получится ничья. В этой ситуации возможности выиграть нет, если только ваш соперник не перестанет рваться к победе!

      Попытайтесь выиграть, если соперник начинает ходить с крайней клетки. Скорее всего, ваш соперник будет ходить, как описано выше. Однако если он поставит свой первый О в крайнюю клетку, не угловую или центральную, у вас появится небольшой шанс выиграть. Поставьте первый Х в центр. Если соперник поставит свой О с противоположного края так, что получится линия О-Х-О, поставьте свой третий Х в угловой клетке. После, если ваш соперник поставит свой третий О в крайнюю клетку рядом с вашим Х так, что получится линия О-Х-О, поставьте третий Х в клетку, чтобы заблокировать линию из двух О. С этого момента вы всегда можете выиграть, поставив свой четвертый Х.

    Разновидности крестиков-ноликов

      Испробуйте эти вариации, если ваши игры в крестики-нолики всегда заканчиваются ничьими. Возможно, весело некоторое время побыть непобедимым в крестики-нолики, но даже без этой статьи ваши друзья могут разобраться, как не давать вам выигрывать. Как только это произойдет, каждая игра, которую вы будете с ними играть, будет заканчиваться ничьей. Но с помощью основных правил игры в крестики-нолики можно играть в игры, которые еще не решены. Попробуйте - эти игры описаны ниже.

В жизни бывают такие моменты, когда появляется свободное время, но абсолютно нечем себя занять. Если рядом с вами находится еще один скучающий человек, то вы вместе можете поиграть в простейшую игру, которая всем известна с детства - в крестики-нолики. У каждого человека на инстинктивном уровне заложено стремление к победе. «Как выигрывать в крестики-нолики?» - спросите вы. Это очень просто. Освоить несколько техник выигрыша вам поможет данная статья.

Итак, разберемся с правилами игры. Стандартный размер поля для крестиков-ноликов - 3х3. Суть игры состоит в том, чтобы поставить три своих крестика или нолика в один ряд по диагонали, вертикали или горизонтали. Ходы делаются игроками по очереди. По правде говоря, ответа на вопрос о том, как выигрывать в крестики-нолики, просто не существует. Ведь если оба игрока не будут допускать ошибок, то выиграть невозможно. В этой статье в основном будут рассмотрены те случаи, когда один из соперников совершает серьезный просчет. Этого вполне достаточно для того, чтобы довести игру до победного финала.

Сейчас мы рассмотрим несколько схем, которые помогут обыграть оппонента на поле размером 3х3. Итак, представим, что вы делаете первый ход. Советуем занять центральную клетку поля. Это даст вам существенное преимущество. В ответ на это ваш соперник может сделать два хода: поставить нолик (крестик) по диагонали от вашей фигуры или же прямо, по горизонтали или вертикали. Если оппонент выбрал второй вариант, то поздравляем! Теперь победа за вами! Следующим ходом можете поставить крестик (нолик) в любую свободную клетку поля, но только не симметрично фигуре противника относительно вашего первого хода. После этого сделайте так, чтобы в двух направлениях у вас стояло по две фигуры, и тогда соперник сможет помешать вам только в одном из них. Это одна из схем того, как выигрывать в крестики-нолики.

Отрабатывать ныне известную вам технику выигрыша можно не только на людях, но и в онлайн режиме. Это действительно очень удобно, ведь Интернет располагает широчайшим спектром приложений по мотивам игры в крестики-нолики. Вы можете выбрать не только достойный уровень сложности, но и уникальный дизайн поля и фигур, которым сможете наслаждаться столько, сколько угодно, а затем в любой момент можете прекратить игру, если она вам надоест. Советуем вам как можно чаще бесплатно играть в крестики-нолики в Интернете, если вы хотите побеждать соперников в реальности.

Как уже было сказано выше, размер поля в крестиках-ноликах может быть любым, но чаще всего используются 3х3, 4х4, 5х5. Чем больше размер поля, тем, соответственно, сложнее выиграть. В этом случае описанные выше схемы победы над оппонентом не работают, так как это уже другие крестики-нолики. 5 в ряд - это цель игры 5х5, и, чтобы выиграть, необходимо не просто знать некоторые стандартные позиции, но и уметь анализировать положение фигур на поле.

Итак, теперь вам известно, как выигрывать в крестики-нолики, поэтому любой соперник будет вам по плечу и не будет представлять для вас никакой угрозы! Желаем удачи в игре, хотя в данном случае она вам не понадобится: ведь вы знаете отличные схемы, которые непременно помогут вам победить!