Суфийская практика что она дает. Суфийские дыхательные практики и упражнения. Очень спокойная музыка — дудук

Психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик - в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания - получает от шейха особые задания и упражнения. В то же время шейх проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики шейх предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения "ментальной паузы ", проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д.

Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма (в частности, чакру анахату).

Некоторые из этих упражнений вызывают "тонкую настройку" тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями халь . Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб - ощущение близости Бога, махабба - ощущение горячей любви к Богу, хауф - глубокое раскаяние, шаук - страстный порыв к Богу и т.д.

Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.

Танцы дервишей , например, требуют от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной "ментальной паузы". На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца - возникают гармоничные "спонтанные" движения. Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов. Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.

Ещё одна интересная техника - суфийское кружение . Оно позволяет вывести сознание из головных чакр, что способствует вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники. Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма. В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию. Общие правила выполнения упражнения таковы:

1) начинать можно не ранее, чем через 2-3 часа после еды;

2) кружение осуществляется в любую удобную сторону на фоне полной расслабленности тела;

3) открытые глаза фиксируются на одной из поднятых рук, либо расфокусируются вовсе;

4) кружение осуществляется в индивидуальном ритме, с максимально плавным входом и выходом из упражнения;

5) при возможном падении во время кружения необходимо перевернуться на живот и расслабиться;

6) после выполнения упражнения необходима релаксация;

7) также требуется полное "доверие к технике", полная "раскрытость" во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.

На "зрелых" ступенях тариката проводится интенсивная работа по развитию, совершенствованию энергоструктур организма. Если пользоваться индуистской терминологией, речь идёт, в частности, о чакрах и нади (меридианах). При этом особый акцент делается на развитии анахаты - чакры, отвечающей за продуцирование эмоциональной "сердечной" любви.

Одна из техник такого рода - медитация смеха. Её участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую - на область муладхары , активируя эти чакры. Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха (от муладхары - к головным чакрам). Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана , если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.

Также в суфизме имеет очень большую распространённость зикр . Варианты, модификации зикра весьма разнообразны - в соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх даёт медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением молитвенных формул.

В некоторых орденах, братствах во время психоэнергетических тренировок исключительное значение придается музыке, пению. Считается, что музыка - пища души (гиза-и-рух ) - одно из очень сильных средств, способствующих духовному прогрессу. Широко применяется музыка, побуждающая тело к "спонтанным" движениям (тараб ), способствующая вхождению в глубокие медитативные состояния (саут ) и т.д. В ряде орденов и братств введено ежедневное слушание музыки, коллективные занятия с вокальным исполнением мистических стихов (сама ), экстатические танцы под музыку и т.п.

Эффективность этих техник достигается, в том числе, за счёт того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений.

Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких "центров" организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального. Слаженная, сгармонизированная работа "центров" открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния учеников.

Кроме обычных методов, в суфизме существуют и "скоростные" техники духовного развития. Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение. Они применяются только к тем, кто имеют уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность.

Суфийская медитативная традиция очень богата и разнообразна. В ней накоплен колоссальный опыт работы с телом, умом, сознанием. В этой древней традиции разработаны и пути познания Ваджада (в индуистской терминологии - Самадхи), и техники для достижения правильной "кристаллизации" сознания в высших пространственных мерностях, и приёмы для освоения Фaна-фи-Аллах (Нирваны в Творце).

В суфизме много самобытного и оригинального. Но, несмотря на это, прослеживается его поразительное сходство с духовными традициями других лучших мировых религиозных школ и направлений - сходство целей, путей их реализаций и даже методик. Это может свидетельствовать только об одном: о том, что в основе суфизма и исихазма , даосизма и буддийского мистицизма, классической индуистской йоги и пути мексиканской школы Хуана Матуса , а также некоторых других направлений - лежат одни и те же закономерности духовного развития. Они лишь по разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях. Поэтому всегда находятся люди - вне зависимости от их принадлежности к той или иной духовной традиции - которые с успехом следуют по суфийскому пути.

От редакции.
Это начало книги К.Эрнста о суфизме. Мы не планируем дальнейшую публикацию этого исследования.

Суфизм
Путеводитель
Карл У. Эрнст, д-р наук

The Shambhala Guide to Sufism
Carl W. Ernst, Ph. D.
Shambhala
Boston & London
1997

Анне-Марии Шиммель
С благодарностью и любовью

Список иллюстраций и таблиц
Предисловие
1. Что такое суфизм

«Дервиш» и «факир»: взгляд на суфизм со стороны
Открытие суфизма востоковедами
Термин «суфий» как нормативное этическое понятие
Терминология, ныне используемая суфиями

2. Священные источники суфизма

Кораническое событие как форма мистического опыта
Мистические темы Корана
Пророк Мухаммад как мистический образец для подражания и объект поклонения

3. Святые и святость

4. Имена Бога, медитация и мистический опыт

Сокровение Слова Божьего
Продвинутые духовные стадии, практики и переживания

5. Суфийские братства: наставничество, ученичество и посвящение

6. Суфийская поэзия

Основы исламской поэзии
Арабская суфийская поэзия
Персидская суфийская поэзия
Переводы, разночтения и запись стихов
Суфийская поэзия на других языках исламского мира

7. Суфийская музыка и танец

Местные музыкальные и танцевальные традиции

8. Суфизм в современном мире

Суфизм и веяния современности
Суфизм и государство
Суфизм и фундаменталистский ислам
Обнародование тайного
Новые веяния в деятельности суфийских наставников

Примечания
Избранная литература
Избранная дискография
Глоссарий

Список иллюстраций и таблиц

1. Ибн Араби, суфий на все времена. Бронзовая статуя. Автор – Мустафа Али (Дамаск, 1995); коллекция Мириам Кооке и Брюса Лоуренса.
2. Изображения суфиев из кн. «Дервиши, или Восточная духовность» (Лондон, 1868), написанной американским дипломатом и переводчиком Джоном П. Броуном, с оригинальными подписями:
А: Дервиш братства мевлеви из Дамаска
Б: Абдаль-марабут, или святой человек, в состоянии «вне ума»
В: Дервиш братства руфаи в экстатическом состоянии
Г: Дервиш руфаи в состоянии экстаза
Д: Шейх накшбанди, усмиряющий льва своей духовной силой
Е: Епитимья (наказание) дервишей мевлеви
Ж: Дервиш бекташи, курящий гашиш
3. Мавзолей Бовы Мухьяддина (ум. в 1986 г.), недалеко от Филадельфии
4. Плакат с изображением гробницы хаджи Маланг Шаха Баба в Бомбее
5. Девяносто девять имен Бога
6. Каллиграфическое описание вознесения Пророка (Коран 17:1), читающееся снизу вверх (Мухаммад Шьям, 1987 г.)
7. Духовные стадии согласно Ансари и Кушайри
8. Тонкие субстанции (лата’иф) в суфийской психологии
а: семь тонких субстанций в системе Симнани (ум. в 1336 г.), братство кубравийя
б: шесть тонких субстанций в упрощенной системе накшбанди
9. Список сорока суфийских братств согласно аль-Сануси (ум. в 1859 г.)
10. Цепь духовной преемственности или генеалогическое «древо» (шаджара) братства накшбанди в Индии

Предисловие

Десять лет назад, получив исследовательский грант Фулбрейта, я отправился в Пакистан с целью написать книгу о южно-азиатском суфизме. Это был необыкновенный год, в течение которого моя семья и я непосредственно встретились с исключительным радушием и высокой культурой людей Лахора.
Когда мои знакомые в Пакистане расспрашивали меня о моей работе, это выглядело забавно. Иногда, узнав, что я изучаю суфизм, мой огорошенный собеседник отшатывался, произнося: «Вам следует знать, что суфизм не имеет ничего общего с исламом». В других случаях мой собеседник придвигался ко мне и взволнованно говорил что-нибудь такое: «Ты имеешь дело с суфизмом! Великолепно! Вот что я скажу тебе: мой дед был пиром [мастером], и если хочешь, мы можем сходить на его могилу”.
Эти две позиции отражают двойственность, связанную с суфизмом и его отношениями с исламом, которые глубоко укоренились в современных исламских странах во всем мире.
Ныне в большей части исламских стран можно обнаружить набожных людей, склонных к догматизму и настроенных весьма критически по отношению к многим практикам и верованиям, связанным с суфизмом.
Эта тенденция, резко усилившаяся после 1800 г., часто описывается ее последователями как “возрождение” или “реформация” исламской веры. В своих крайних идеологических и политических проявлениях эта позиция хорошо известна благодаря средствам массовой информации под названием “фундаментализм” или “исламизм”. Для тех, кто реально не сталкивался с мусульманами, мужчинами и женщинами, всё дело и ограничивается этой политизированной концепцией ислама, которая муссируется средствами массовой информации.
Специалисты предпочитают использовать термин “фундаментализм” для описания борющейся с современными веяниями идеологии, которую разделяют примерно двадцать процентов последователей всех крупнейших религиозных конфессий.
В этом отношении роль и численность исламского фундаментализма сравнима с фундаментализмом в среде христиан, иудеев, индусов и буддистов.
На большинство наблюдателей произвело большое впечатление то, что фундаменталисты сосредоточили весь свой гнев на осуждении секуляризма* и моральном разложении, связанном с “Западом”, что ныне стало ключевым подходом к регулированию политического, экономического и научного авторитета европейских и американских стран и, в меньшей степени, их бывших колоний.

* Секуляризм – борьба за отделение школы от церкви (прим. пер.).

В какой-то степени фразеология фундаментализма в исламских странах является полемическим откликом на грандиозную колониальную эксплуатацию территорий, захваченных западными странами. В период со времени вторжения Наполеона в Египет в 1793 г. и до распада Оттоманской империи в 1920 г. едва ли не все мусульманские страны были захвачены и колонизированы иностранными державами. И потому не следует удивляться, что сопротивление преобладанию Запада продолжает оставаться актуальным для идеологов, подобных Аятолле Хомейни в Иране.
Политическая фокусировка западных средств массовой информации уводит в тень одну важную составляющую, которой просто одержима фундаменталистская фразеология: выискивание всего того, что может являться внутренней угрозой исламу.
Главной внутренней угрозой исламу, с точки зрения фундаменталистов, является суфизм. Его стремятся представить пережитком средневековых суеверий, идолопоклонством и разложением. Истоки суфизма при этом усматривают в идольских обрядах христиан, поклоняющихся своим святым, и в еретических учениях греческих философов-пантеистов. В суфизме усматривают такие мерзости, как поклонение могилам, языческая музыка, заимствованная у индусов, и надувательство доверчивых верующих корыстными суфийскими учителями-мошенниками.
Основательность, с которой фундаменталисты взялись за суфизм, проявилась уже в движении вахаббитов в Аравии в начале 1800 гг., которое можно рассматривать как предтечу фундаменталистских движений сегодняшнего дня; когда их племенной союз пришел к власти, одним из первых свершений было разрушение всех величественных мавзолеев суфийских святых и шиитских имамов в Аравии и Ираке – их рассматривали как идольские постройки, которые одни люди возвели в честь других, почитаемых полубогами. Поэтому их и следовало разрушить. Многие фундаменталисты решительно отрицали даже широко распространенное почитание пророка Мухаммада. Преуспев в манипулировании массовым сознанием, фундаменталисты попытались взять в свои руки толкование религиозной законности – как в своей стране, так и на Западе. Их авторитарные установки, изложенные языком покорности Богу, не допускали никаких иных трактовок религиозной истины.
По иронии судьбы в результате стратегических успехов фундаменталистских движений в таких важнейших регионах, как Аравия, и вследствие колоссальных нефтяных запасов, которые оказались в руках режима Сауди, многие современные мусульмане изучили историю исламской религиозной традиции, из которой суфизм категорически исключен. Ирония же заключается в том, что до 18 века в течение предыдущих десяти веков большинство выдающихся религиозных ученых в Мекке. Медине и других крупных городах исламского мира непосредственно занимались тем, что мы сейчас называем суфизмом. Это вдвойне забавно, поскольку фундаменталистская история замалчивает те религиозные занятия, в которые ныне вовлечено более половины современных мусульман. Почитание пророка Мухаммада и суфийских святых – неотъемлемая черта мусульман любой исламской страны на протяжении от Китая до Марокко. Если говорить об этом более подробно, то следует сказать, что миллионы людей имеют посвящение в многочисленные суфийские братства, которые сохраняют цепь духовной преемственности, восходящей к пророку Мухаммаду, поколение за поколением обучая посвященных. Техники медитации и произнесение имён Бога, иногда под музыку и во время танца, по-прежнему практикуются как дисциплины под наблюдением суфийских мастеров. В стихах, песнях и рассказах на местных наречиях, обращенных к огромной аудитории, сохраняются жизнеописание и наставления суфийских святых. Вопреки попыткам многих постколониальных правительств ввести суфийские святыни и братства в определенные рамки – из-за большого числа их приверженцев и возможного политического влияния – деятельность, связанная с суфизмом, по-прежнему осуществляется, невзирая на эти попытки.
Главная цель полемических атак со стороны фундаменталистов на суфизм – отделить суфизм от ислама и объявить его враждебным исламу. Эта стратегия позволяет фундаменталистам определять ислам так, как им желательно – за счет избирательного использования рукописных текстов. Нововведения этого начинания совершенно ускользнули от внимания большинства журналистов и дипломатов, поскольку изучение исламской культуры по большей части не играет особой роли в евро-американской системе образования. Арабский термин «ислам» сам по себе имел относительно небольшое значение в классических религиозных системах, основанных на Коране; буквально он означает «покорность Богу» и указывает на минимум внешних форм, согласных с религиозным долгом.
Если обратиться к работам таких богословов, как знаменитый Абу Хамид аль-Газали (ум. в 1111 г.), то оказывается, что ключевым понятием религиозной принадлежности является не ислам, а иман, или вера. Тот, кто имеет веру, является му’мин, или верующим. Вера – одна из важнейших тем в Коране, упоминаемая в священном тексте сотни раз. В сравнении с иман ислам представляется относительно редким термином второстепенного значения; в Коране он встречается восемь раз. Однако поскольку термин ислам относится к описанию тех обществ, где люди покорны Богу, на практике он используется для политического размежевания людей по ту и эту сторону границы – если стоит задача обособления *.

Исторически термин ислам был введен в европейские языки в начале 19 в. востоковедами, такими как Эдвард Лане, в качестве прямого аналога современной христианской религиозной концепции; в этом отношении ислам был по большей части неологизмом – подобно таким терминам, как индуизм и буддизм. До этого времени европейцы, чтобы обозначить последователей пророка Мухаммада, использовали термин мухаммадане или магометане.
Начало использования термина ислам учеными-немусульманами совпадает по времени с увеличением частоты его встречаемости в религиозных рассуждениях тех, кто ныне называет себя мусульманами. То есть термин ислам стал популярен в реформистских и предфундаменталистских кругах примерно в то же самое время; он был популяризован европейскими востоковедами.
И сторонние «научные» обозреватели, и свои, внутренние идеологи обрели в термине ислам идеальный инструмент.
Ислам, одновременно воспринимаясь и как совокупность неизменных религиозных доктрин, и как социологическая единица (ныне ее обычно связывают с арабскими меньшинствами), образовал оппозицию европейской цивилизации. При этом многое осталось за рамками исламской истории и культуры; такова была не слишком дорогая плата за каждую из двух этих составляющих.
В этой книге я стараюсь избегать отсылок к исламу как к неизменной и нераздельной религии, которая каким-то образом делает однородными сотни миллионов людей, в разные эпохи и в разных странах. Я использую определение «исламский» для того, чтобы обозначить ориентацию, в которой главным письменным источником является Коран, а образцом человека – пророк Мухаммад, при этом я не настаиваю на какой-то особой властной структуре помимо этой простой формулы. Следуя за Маршаллом Ходгсоном, я использую определение «исламистский» для описания практик в цивилизации и культуре, которые были равно восприняты и мусульманами, и немусульманами, и связаны с исламской религиозной традицией, при этом не имея в качестве своего источника основные мусульманские тексты.
Предыстория термина суфизм весьма непроста, она будет изложена в начальной главе этой книги. Как и ислам, термин суфизм был введен в европейские языки востоковедами, однако восприятие этих двух терминов было принципиально различным. В исламском обществе вплоть до нового времени не знали этого разделения. Здесь разнообразная деятельность, которую мы обозначаем понятиями суфизм и ислам, не были выделены в особую сферу, в частности, они не были отделены от религиозной жизни. До 19 в. высказывание «суфизм не имеет ничего общего с исламом» было невозможным.
Хотя кое-кто из читателей захочет сразу начать чтение с последующих глав, посвященных различным аспектам суфийской традиции, рекомендую начать с 1-й главы – чтобы ознакомиться с кругом спорным вопросов в интерпретации суфизма сегодня.
Однако современные методики выискивания различий ведут к новым разногласиям и новым казусам, немыслимым в предыдущие эпохи. Недавно я прочел публичную лекцию по суфизму в Вашингтонском музее. Она собрала около ста человек. Я ожидал после лекции вопросов по изложенному материалу. Вместо этого меня на повышенных тонах атаковали люди, которые с горячностью выступали против того, что суфизм может иметь что-то общее с исламом. Стало ясно, что это – иранцы или афганцы, изгнанники из своих стран. Они проклинали фундаменталистских интерпретаторов ислама за все те ужасы, которые им пришлось пережить. В то же время они были очень расположены к великим суфиям и продолжали глубоко чтить их, особенно персидского поэта Руми. Они не могли представить себе, что обожаемый ими Руми мог иметь какое-то касательство к ненавистным им лидерам исламской революции в Иране, или к фанатичной фракции лидеров исламистской милиции в Афганистане. Так что для тех, кому стал чужд фундаментализм, ислам является символом авторитарного угнетения, а суфизм – символом пути к свободе и всеобщности. Фундаменталистская нетерпимость прочно утвердилась в их суждениях.
В этой книге я не пытаюсь дать некое окончательное определение суфизма и ислама. Суть дела заключается в том, что это – крайне спорные термины. Попытки дать любому из них авторитетное определение, в основном, важны в контексте политической конфронтации идеологического характера либо для самоопределения группировок, которые так или иначе опираются на суфийскую традицию. Иными словами, суфизм это не то, что ясно каждому; это появившийся в нашем обществе термин, который используют различные группировки для разнообразных целей.
Для востоковедов суфизм – описательный термин для корпуса религиозных верований и практик; исламские мистики традиционно используют термин суфизм как нормативный, для передачи определенных этических и духовных идеалов. Многочисленные формы деятельности, реально практикуемые исламскими мистиками, известны под разными наименованиями и терминами. Современные суфийские лидеры, желающие утвердить свои собственные взгляды, иногда дискредитируют иные разновидности суфизма, называя их псевдосуфизмом – особенно в тех случаях, когда не акцентируются исламские практики и принадлежность к исламу.
Фундаменталисты хулят суфизм как извращение ислама, а новаторы-секуляристы относятся к суфизму как к пережитку средневековья.
В научных трудах исторического плана суфизм обычно описывается как мистический аспект ислама. Такой тип описания предполагает, что суфизм включает в себя личный контакт с Божественным, что и составляет внутренний смысл исламской религиозной практики, при этом происходит некое приобщение. Такое объяснение содержит ряд неявных проблем. Предполагается, что сам язык описания должен быть ясен и точен, а здесь он таковым не является.
В первую очередь мистицизм подразумевает, что ведущим является личный опыт, индивидуальное переживание, и потому он оказывается вне рассмотрения в некоторых видах корпоративной и политической деятельности суфийских групп. Да и сам термин «мистицизм» является предметом споров и замешательства, что побудило некоторых ведущих ученых-суфиологов отказаться от использования понятия «мистицизм» для определения суфизма .
Наконец, как уже говорилось выше, понятие ислам, которому обычно дается глобальное и всеобщее толкование, в современно м религиозном словаре является весьма неопределенным понятием. Используя их, люди по своему усмотрению придают этим понятиям тот или иной смысл.
В отличие от этого, в академических кругах, включая издания суфийских братств, суфизм описывается как универсальная сущность мистицизма, составляющая сердцевину всех религий. С этой точки зрения ислам – в лучшем случае случайность (и, возможно, мешающая) в рассмотрении суфизма.
В этой книге я использую понятие суфизм предельно широко – включая не только тех, кто считает себя суфиями или кого считают суфиями другие, но также и весь спектр исторических традиций, текстов, культурных артефактов и практик, связанных с суфиями. Применив к суфизму принцип «фамильного сходства», я умышленно избегаю попыток выяснить, кто же является «истинным суфием» или каковы надлежащие отношения суфизма и ислама. В понятиях суфийской риторики ответы на такие вопросы значимы лишь в устах авторитетного суфийского мастера. Я, разумеется, не притязаю на это. Критически относясь к политическим позициям, основанным на устаревших ориенталистских подходах, я верю, что можно изучать и по достоинству оценивать такую традицию, как суфизм, без мистификаций, с позиции изучения религии.
Единственное притязание, отстаиваемое в этой книге, – это возможность приводить суждения и аргументы на основании исторических свидетельств.
Эта книга не предназначена для знатоков и специалистов по Среднему Востоку и исламским странам, и потому я воздерживаюсь от использования диакритических знаков, используемых при транслитерации иностранным имён и терминов, которые так любят специалисты.
Книга охватывает обширный круг вопросов описательного характера, посвященных суфизму, а также дискуссионные вопросы, связанные с ним.
Сегодня в каждом музыкальном магазине можно приобрести чудесные записи оригинальной музыки, исполняемой в суфийских кругах. Ныне эта музыка стала частью мировой музыкальной культуры. Пакистанский кавваль (певец) Нусрат Фатех Али Хан и марокканские музыканты из Джаджуки спонсировались крупнейшими компаниями звукозаписи и снискали восторженные отзывы ведущих европейских и американских музыкантов, а их музыка появилась в виде саундтреков к недавно вышедшим кинофильмам («Прогулка мертвеца»). Персидский поэт Руми в многочисленных переводах на английский язык ныне – самый читаемый поэт в Америке (по тиражам проданных книг). Кружащиеся дервиши из Турции регулярно выступают на Западе в крупнейших концертных залах. Существуют десятки сайтов («страниц») в Интернете, принадлежащих суфийским группам, базирующимся в Америке. Выходят литературные иллюстрированные журналы, например, журнал «Суфий» иранского суфийского братства Ниматуллахи, издаваемый в Лондоне. Как охватить все эти проявления суфизма? Эта книга, описывая условия возникновения суфизма, дает читателю необходимую основу для понимания современных форм суфизма.
Принимая во внимание проблематичный характер нашей терминологии, мы поместили в начале книги краткое предварительное обсуждение того, как суфизм стал предметом исследования на Западе и каким образом термин суфизм функционирует в западных языках. После этого введения последовательно рассматриваются практики, учения и персоналии – в исторической перспективе, вплоть до сегодняшнего дня.
Книга не претендует на исчерпывающий охват материала; специалисты, без сомнения, обратят внимание на преобладание примеров, заимствованных на мусульманском Востоке, особенно в Персии и Индии – по сравнению с Турцией, Аравией и Южно-Азиатским регионом. Предмет рассмотрения необъятен, и исчерпывающее изложение истории, литературы, философии, искусства и практик, связанных с суфизмом, потребовало бы многих томов и сотрудничества ученых, говорящих на разных языках /
Вместо этого в данном путеводителе помещена подборка эссе по широкому кругу тем, что дает возможность ориентироваться в различных аспектах суфийской традиции.
Особенностью нашего подхода является радикальный отход от общепринятых исторических и доктринальных исследований суфизма, поскольку здесь не требуется, чтобы каждый рассматриваемый термин имел ясное определение, удовлетворяющее всех. Вместо отвлеченных философских доктрин меня гораздо больше волновало выяснение того, какое место занимает то или иное понятие в практике и учении суфизма.
В отличие от более ранних исследований по суфизму, в данной книге суфизм не трактуется как преимущественно традиционное явление, принадлежащее прошлому. Хотя изучение исторического суфизма важно для понимания темы, оно нуждается в сопоставлении с современными проявлениями суфизма – чтобы выявить их современное значение. Я надеюсь, что знакомство и прояснение доводов и спорных точек зрения в современных интерпретациях суфизма поможет мне сыграть роль проводника в отношении читателя, который хочет оценить те преимущества, которыми сегодня обладает суфизм.
В то же время библиография и примечания отсылают читателя к лучшим и наиболее приемлемым переводам суфийских текстов и исследованиям по суфизму.
После вводной главы, излагающей концепцию суфизма, на целом ряде тем обсуждаются истоки и происхождение суфизма, с постепенным переходом от начального периода к настоящему времени. Первые главы посвящены священным образцам, из которых исходит суфизм. Это прежде всего кораническое откровение и пример пророка Мухаммада. За обсуждением природы святых и святости следует обзор медитативных практик, связанных с повторением слова Божьего. Далее следует описание генеалогии суфийских братств и их обрядности и ритуалов. Затем рассматривается суфийская поэзия и музыка, с комментариями об их месте в современной культуре. Последняя глава посвящена необычным дилеммам, вставшим перед суфизмом в современном мире. Здесь приводятся разные варианты ответов на вопрос об отношениях суфизма и ислама.
Некоторые суфийские наставники сегодня настаивают на том, что суфизм не что иное, как подлинная практика ислама в его наиболее полном измерении. Другие суфии оставили усилия следовать исламскому закону и ритуалам, они представляют суфизм как всеобщую духовность, не ограниченную религиозными рамками. Приводятся обе точки зрения, однако вопрос, какой из них следовать, вынесен за рамки изложения.
Суфийская метафизика исследовалась чаще, чем любой другой аспект суфизма, поэтому я привожу здесь лишь ее краткую сводку, желая сделать акцент на практическом суфизме, которому в предыдущих исследованиях не уделялось достаточного внимания.
Книга основана на двадцатилетнем опыте изучения урду, арабского и персидского суфизма во время учебы в Гарвардском университете, а затем в качестве профессора – сперва в колледже Помоны, а теперь – в университете Северной Каролины в Чапели Хилл. Длительные исследования в Индии и Пакистане, а также поездки в Турцию и Иран обогатили материал книги.
Я глубоко благодарен моему первому учителю, профессору Анне-Марии Шиммель, единственному влиятельному ученому, отдавшему исследованиям суфизма полстолетия. Книга посвящается ей – в благодарность за ту огромную услугу, которую она оказала всем, интересующимся суфизмом.
В течение многих лет я учился у многих ученых из Южной Азии, Среднего Востока, Европы Северной Америки. Мне очень помогли щедрость и дружелюбие двух моих коллег – специалистов по суфизму – из университета Дюка. Винсент Корнелл, тонкий критик и прекрасный собеседник, прочел первоначальный вариант рукописи книги и внес ряд ценных предложений. Брюс Лоуренс, с которым я сотрудничал на протяжении последних 15 лет, исследуя и изучая суфизм и ислам, оказался незаменим своей живительной интуицией и живостью ума; если бы не общение с ним и не его пример, книга вряд ли состоялась бы. Я весьма обязан своим студентам, чей энтузиазм и искренние отклики помогли мне сформулировать данный подход к суфизму. Я также благодарю своего научного ассистента Дженифер Саундерс за квалифицированный и тщательный отбор материалов. Фотограф Джеральд Блоу из Художественного музея Окленда подготовил к печати иллюстрации 1, 4, 6 и 10. Мне бы также хотелось выразить благодарность суфийским наставникам за их благосклонность и радушие; в частности, я хочу поблагодарить покойного Вахида Бакши Сиала Раббани из братства сабири-чишти (Пакистан), и д-ра Джавада Нурбахша, главу братства Ниматуллахи (Иран).
Разумеется, я несу ответственность за все мнения, высказанные здесь. Особую благодарность я выражаю Кендре Кроссен из «Шамбалы», которая предложила осуществить это издание. И как всегда, я приношу благодарность своей жене, Юдит Эрнст, за ее понимание и поддержку.

Примечание: Цитаты из Корана приводятся по обычному египетскому изданию. Даты следуют григорианскому летоисчислению (от н. э.), за исключением примечаний, где даты публикаций даются по исламскому календарю (в годах хиджры), за которыми следует та же дата от н. э.

Путеводитель «Шамбалы» по суфизму

1
Что такое суфизм

Пойди-ка, воспари с Платоном в эмпиреи,
К чистейшему добру, красе и совершенству
Или последуй запутанной стезёй наследников его.

Зовя освобожденье чувств, уподобляясь Богу, –
Как дервиши кружатся на Востоке
И головою подражают солнцу –

Иди, узнай у Вечной Мудрости, как властвовать,
И обратясь к себе, стань не в себе!

Александр Поп, Эссе о человеке (1734 г.)

Ученые уже давно пришли к выводу, что медикаментозное лечение не убирает болезнь, а просто перемещает ее с одного органа на другой. Только глубинные внутренние изменения характера способствуют истинному исцелению. Изменение себя - это вопрос философский. А значит требует определенных знаний и техник. Например, суфийские целебные упражнения.

Несмотря на то что суфизм является одним из философских направлений традиционного ислама, он оказался настолько гибок и многогранен, что нашлось в нем место и для женщин. Ведь именно от ее здоровья зависит не только семейное благополучие и возможность продолжать род.

Согласно суфийской целебной традиции, заниматься различными практиками нужно под руководством опытного наставника. Медитация, движения тела, дыхательные упражнения имеют на столько древнюю традицию, что не достаточно простого механического их повторения. Нужно знать и понимать их суть.

Более того, по мнению суфиев определенные действия можно совершать только в определенное время суток, каждому моменту бытия соответствует свое время. Прием пищи, медитация, прогулка на свежем воздухе, любое действие должно совершаться в свое время. Тем более все, что связано с духовными и оздоровительными практиками.

Так как суфийские оздоровительные практики представляют из себя целые системы, то выполнять одно-два упражнения, выхватывая их из целостного цикла, нельзя. Благодаря своей гибкости, суфизм прекрасно сочетается с современными тенденциями. Например, очень популярными являются суфийские практики для женщин, проводящиеся для определенного возраста.

Женщинам за 50 не стоит отправляться на мероприятия, посвященные молодым девушкам. Не потому что там будет не интересно. А по причине того, что для каждой возрастной категории освящаются свои определенные вопросы, и то что жизненно необходимо в молодости, совершенно не актуально в старости.

Суфийские практики для женщин призваны не только разбудить божественную энергию, но и научить самостоятельно ею пользоваться. Одним из самых интересных и загадочных способов пробудит в себе энергию являются суфийские кружения. Их можно использовать в любом возрасте. Практически у всех народов мира в традиционных плясках и игрищах есть такие же или схожие элементы. Хороводы, парные кружения или одиночные. Начинать свою работу в постижении суфийских практик для женщин можно с них.

Нужно знать, что суфийские практики для женщин направлены на затрагивание души. Нужно найти опытного наставника, чтобы он рассказал, как именно нужно выполнять определенные задания, которые помогут приблизиться к цели. Женщина должна четко понимать, что она открывает пространство, которое поможет ей преобразиться до неузнаваемости.

Женские практики направлены на изменение внутреннего Я, нужны для того, чтобы наладить контакт с реальным миром. Ученица начинает понимать, что она может оказывать влияние на события, происходящие с ней, существовать в гармонии с самой собой.

Суфийские танцы и упражнения создают ощущение единения со Вселенной, центра мироздания. Человек начинает воспринимать Вселенную правильно, жить с ней в гармонии и ощущать счастье. Женщина спокойно относится к неприятностям и происходящим событиям, перестает испытывать ненависть и злость, раздражение и отторжение, жизнь становится более качественной.

В жизни без борьбы никак

Суфийский мудрец аль-Газалн утверждал, что каждый человек имеет двух врагов - похоть и гнев. Когда человеку удается их укротить, он переносится в рай, ну а если у него это не получается, то он постепенно приближается к аду. Эти враги проникают через человеческое тело, которое порождает желания, не нужные личности.

Следует подумать, какое действие на людей оказывает реклама. Зрители должны захотеть попробовать что-то, попытаться заполучить товар и мечтать о нем. Причем человек не сильно размышляет над тем, зачем ему это нужно. Реклама воздействует на низменные инстинкты, заставляет ощутить ненужные потребности. Личность не ощущает связь с собственным разумом, забывает то, к чему стремилась изначально. Именно поэтому люди начинают болеть, у них возникают неприятности, дух ломается, тело занимает руководящую позицию.

Человеку нужно постоянно держать свои реакции под строгим контролем, чтобы не выполнять низменные потребности.

Упражнения для очищения

Чтобы тренировки были максимально эффективными, нужно понять, что тело является проводником духа. Именно поэтому нужно обязательно его очистить. Следует избавиться от ненависти и гнева, которые провоцируют поражение печени.

Нужно применять суфийские упражнения для женщин. Для выполнения зикры нужно сесть и держать спину прямо, также следует производить их в хорошем расположении духа. Следует закрыть глаза и обратить внимание на тело, подумать, что находится внутри него. Тогда человек ощутит свет в области солнечного сплетения. Нужно эту область постоянно держать в открытом состоянии. Потом свет следует перенести в область между бровями, а потом переместить в печень. Так нужно повторить 99 раз.

Данное упражнение позволяет увеличить шар с положительной энергетикой, улучшить его свечение. Также при помощи данной методики можно ликвидировать гордыню, воспринимать мир с добротой и ощущать любовь к окружающим.



Как воспитать характер?

Суфийские практики не предназначены для того, чтобы выполнять их время от времени, только когда возникает желание. Для хорошего результата нужно заниматься ими постоянно и контролировать свои эмоции. Следует обязательно избавляться от негатива, который периодически возникает. Это не просто, но зато потом можно будет наслаждаться результатом.

Следует в течение всего дня анализировать поведение свое и окружающих, не расстраиваться из-за неприятностей и относиться к ним спокойно. Следует обязательно сохранить ощущение гармонии. Нельзя, чтобы обстоятельства оказывали влияние на душу. Нужно всегда чувствовать равновесие, не обращать внимания на невзгоды и оставаться в спокойном состоянии. Когда равновесие будет потеряно, нужно восстанавливать его и возвращать хорошее настроение. В этом помогут определенные упражнения.

Суфийские танцы

Кружение и песнопения являются очень мощными упражнениями, которые преображают сознание человека до неузнаваемости. Нужно снять обувь, и начать кружиться по часовой стрелке вокруг себя. Правая рука должна быть направлена в небо, для получения божественной энергии, а левую следует опустить вниз для заземления.

Следует производить вращения в течение длительного времени, не меньше часа. Следует ощутить неподвижность тела, крутящегося в вихре. Движения нужно продолжать до естественного падения. Причем не стоит стараться смягчить его.

Также можно попробовать заняться медитативными практиками. Следует лечь на живот и ликвидировать все посторонние мысли из головы. Так можно лежать не меньше четверти часа, причем в полном молчании.



Женский магнетизм

Девушки обладают привлекательностью и притяжением благодаря второй чакре, которая отвечает за ощущение удовольствия. Суфийская практика очищает ее и активизирует. Нужно выполнять упражнение сидя. Спину следует выпрямить и закрыть глаза. Руку нужно положить на грудь и глубоко дышать.

Нужно зародить в голове ощущение любви ко Вселенной. Следует создать поток энергии в тело, а во время выдоха следует направлять ее во вторую чакру, находящуюся рядом с маткой. Потом следует направить энергию к стопам. Дальше нужно опять вдохнуть любовь и пронести через все тело.

Следует сделать так, чтобы женщина ощущала удовольствие во всем теле. Женщина после этого начинает притягивать к себе словно магнитом.

Древняя традиция духовного совершенствования - суфизм - ныне широко распространена. Люди с его помощью избавляются от проблем, стараются глубже проникнуть в суть своего земного пути. Суфийские практики для женщин - это упражнения, влияющие на душу и тело красавиц, позволяющие преобразиться, полностью изменить себя. Однако заниматься ими рекомендуется только тогда, когда поняли методику и философию традиции. Как и что делать, о чем думать? Давайте разбираться.

Определяемся с целью работы

Суфийские практики для женщин - это часть психоэнергетического обучения, затрагивающего основы души. Под руководством опытного наставника девушки выполняют задания, соответствующие их мере миропонимания, а также поставленной цели. Ученице требуется осознать, что перед ней открывается пространство, в котором она способна преобразиться. В принципе, мы все тем или иным образом совершенствуемся, нарабатывая опыт, переживая события, пытаясь осознать свою роль в них.

Суфийские практики для женщин - это направленная работа над изменением своего внутреннего Я в сторону более полного и искреннего контакта с миром. При этом ученица получает знание о том, как влиять на события, строить их в соответствии со своим пониманием гармонии. Если проще, суфийские танцы и упражнения позволяют ощутить себя центром своего мироздания. В первую очередь приходит правильное восприятие Вселенной, во вторую - умение жить в гармонии с ней. А это позволяет спокойнее относиться к факторам, ранее вызывавшим раздражение или отторжение, что значительно влияет на качество жизни. Целью практик является выработка ощущения правильности мироустройства, нахождение своего места во Вселенной как источника радости и счастья для окружающих.

Вся жизнь - борьба!

Суфийский мудрец и учитель аль-Газалн говорил, что у каждого человека есть два врага. Ими являются гнев и похоть. Укрощая их, личность устремляется в рай, поддаваясь влиянию, идет прямой дорогой в ад. Оба эти врага действуют через тело человека. Они постоянно рождают желания, не соответствующие истинным намерениям личности.

Посмотрите на то, как действует на людей реклама. Она построена так, чтобы слушатели или зрители стремились завладеть чем-то, попробовать удовольствие, о котором говорится в ролике (на картинке). Причем времени для размышлений у человека не остается. Реклама возбуждает низменные инстинкты, которые мгновенно овладевают телом, затмевая мозг. Поддаваясь влиянию «голоса» тела, личность перестает размышлять над своими истинными намерениями, ощущать связь с Высшим разумом. Оттого развиваются болезни, рождаются негативные чувства, тело занимает руководящую позицию, ломая дух.

Человек должен постоянно контролировать свои реакции, чтобы не оказаться во власти низменных инстинктов. Надобны размышления о сути желаний, их постоянный анализ, а также понимание того, откуда они берутся, чем вызваны.

Суфийские практики для женщин: упражнения для очищения

Чтобы тренировки оказались успешными, следует понять, что тело - это проводник духа. Любое совершенствование начинается с его очищения. И в первую очередь следует научиться избавляться от гнева, поражающего на физическом уровне печень.

Для этого созданы суфийские целебные упражнения (зикры). Они выполняются в положении сидя с прямой спиной. Обращайте особое внимание на настроение. Зикры позволительно делать только тогда, когда душа спокойна, ее состояние можно описать словом «хорошо». Закройте глаза и обратите внутренний взор в глубины тела. В области солнечного сплетения почувствуйте свет. Этот источник необходимо постоянно держать открытым и рабочим. Шар света необходимо поднять в область, расположенную между бровей, затем опустить через в печень. Повторите девяносто девять раз.

Суть упражнения состоит в том, чтобы сосредоточиться на увеличении свечения энергетического шара. Описанное упражнение позволяет избавиться от гордыни, воспринимать окружающих с добротой и пониманием.

Воспитание характера

Суфийские практики для женщин - это не просто упражнения, выполняемые лишь иногда, по желанию. На самом деле, чтобы добиться результата, необходимо воспитать в себе способность к постоянному контролю. И в первую очередь надобно обратить внимание на умение смирять негативные порывы. Работа непростая, зато очень мощная.

Упражнение состоит в том, чтобы в течение дня отслеживать реакции на чужое поведение и относиться к трудностям терпеливо. Сосредоточиться следует на сохранении ощущения гармонии. Нельзя позволять обстоятельствам влиять на То есть необходимо смотреть на мир через свое ощущение равновесия, стараясь сохранить его в неприкосновенности. Что бы ни происходило в течение дня, оставайтесь в хорошем расположении духа. Как только равновесие утеряно, восстанавливайте его и анализируйте причину гнева или раздражения.

Над этой областью придется поработать отдельно, выполняя иные техники.

Суфийские танцы

Кружение дервишей - одно из мощнейших упражнений, способное полностью преобразить сознание с первого выполнения. Большинство суфийских танцев включают в себя этот элемент. Мы опишем его подробно. Разуйтесь и кружитесь вокруг своей оси по часовой стрелке. Правую руку вознесите к небу, чтобы получать энергию от Вселенной, левую опустите вниз, через нее поток заземлится. Вращаться нужно не менее часа, свободно и легко. Стремитесь к ощущению неподвижности тела, являющегося центром огромного вихря. Движения продолжаются до момента естественного падения, смягчать которое не рекомендуется. Второй этап упражнения - медитация. Ложитесь на живот и освободите мысли. Оставайтесь в таком положении до пятнадцати минут. После как можно дольше сохраняйте молчание.

Как увеличить женский магнетизм?

Привлекательность девушки в большой степени зависит от работы второй чакры, отвечающей за удовольствие. Суфийская практика магнетизма для женщин направлена на то, чтобы очистить и активизировать ее. Выполняется упражнение в положении сидя. Спину выпрямите, глаза закройте. Руку положите на грудь, медленно вдыхайте, рождая в голове ощущение любви. Нужно создать образ прохождения чистой энергетики из Вселенной в ваше тело. На выдохе направляйте поток в область второй чакры (рядом с маткой). Продолжайте его движение до стоп. Опять вдыхаем любовь и направляем ее поток к макушке. В процессе работы необходимо достичь ощущения удовольствия в теле. Упражнение активизирует вторую чакру и повышает уровень женского магнетизма. Его хорошо практиковать после суфийского кружения.

Хоть термин этот возник в начале XX века, история техники практически такая же древняя, как и само человечество. Найти ее описание можно у древних славян, индейцев, эскимосов и других северных народов, в азиатских практиках по типу цигун. На Востоке технику с давних времен практиковали суфии, один из которых, Баллак Мухаммад Субух и дал ей название. К слову, суфизм – это эзотерическое течение в исламе, которое ставит целью перед адептами духовное развитие с помощью практик и аскез. Человек имеет двойственную природу – духовную и телесную. От тела и «непоседливого» ума ежеминутно в нас рождается множество желаний и мыслей. В большинстве своем, не умея правильно реагировать, мы подавляем их, загоняя энергию желания вглубь, где она часто находит выход в виде болезней. Суфийская техника помогает вернуть целостность телу, восстановить естественное течение энергии, исцелиться от болезней, депрессии, фобий, последствий стресса. Она представляет собой нечто вроде динамической медитации в основе которой лежат аутентичные движения, то есть движения выражающие истинные желания тела.
Техника выполнения Латихан:
1. Практика выполняется в полном одиночестве. Вы должны быть абсолютно раскрепощены, а не озабочены тем, как смотритесь со стороны.
2. Станьте прямо, не напрягайтесь. Опустите руки вдоль тела и расслабьте их. Пошевелите пальцами левой руки и почувствуйте похожее «шевеление» в правом полушарии, может появиться ощущение «мурашек».
3. Выполните тоже самое для правой руки и левого полушария. После того как наладили контакт подвигайте обеими руками и ощутите оба свои полушария. Вообще сперва непривычно, здесь главное отбросить критичное мышление и отпустить контроль.
4. Поставьте ритмичную музыку, лучше всего барабаны, их ритм затрагивает самое естество. Впустите в себя этот ритм и отдайтесь на его волю, отпустите контроль разума, пусть ваш танец будет спонтанным и произвольным. Тело само знает в каких областях у него стоят энергетические и физические блоки и как от них избавиться. Главное не мешать ему.
Ключевым в выполнении данной техники является полное отсутствие контроля, отключите своего «критика» и перейдите в режим пассивного наблюдателя. Ваше тело двигается как бы само по себе, ваше сознание пребывает в медитативном состоянии, без мыслей. В духовном смысле суфии используя Латихан обращаются к Святому Духу, Высшей Силе. Они концентрируются на ощущении единения с этой силой в области над головой, откуда исходит золотой поток энергии. Он проходит сквозь тело сверху вниз, как сквозь пустую оболочку. При этом важно не удерживать поток, не пытаться «запастись» энергией, а пребывать в абсолютном покое, расслаблении с позиции без эмоционального наблюдателя. Представьте что этот поток и есть единственное настоящее, что существует вокруг вас, перейдите на этот новый уровень сознания.
Желательно выполнять Латихан ежедневно не менее получаса в день. Эта суфийская техника решает одновременно множество задач – исцеление тела и психики, снятие энергетических блоков, единение с Высшей Силой (Создателем).

Подкаст Святослава Саражина «О технике Латихан»

Предлагаю убедиться в эффективности Латихан прямо сейчас на собственном опыте. Вы можете поставить свою любимую музыку или выбрать из этого небольшого списка.
Шаманские барабаны

Спокойная музыка

Очень спокойная музыка — дудук

Загляните ещë сюда:


Женский пресс: как правильно накачать пресс женщине…