Что делать, если ребёнок не ест прикорм: мнение Комаровского. Что делать, если грудничок не хочет есть прикорм 6 месячный ребенок не хочет есть прикорм

Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому — шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый «пищевой интерес», он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Приучаем малыша к новой пище

Начинать прикорм ребенка лучше с овощного пюре. Оно обладает всеми необходимыми достоинствами для нового питания младенца:

  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм — кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной — двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.

  1. Во-первых, не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания — малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное — никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: или поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки

См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 — 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.

Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм — это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 «взрослой» пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.

По теме прикорма:

  • Вводим: ;
  • Вводим: .

Секреты и хитрости первого прикорма

Нередко встречаются ситуации, когда ребенок не ест прикорм. Поэтому лучше заранее выбрать сроки и схему введения взрослой пищи, ознакомиться с различными вариантами блюд, правилами их приготовления.

Начинать прикорм следует постепенно, чтобы минимизировать возможные проблемы со стороны неокрепшего желудочно-кишечного тракта.

Основные причины отказа от прикорма

Первые дегустации не всегда проходят гладко.

Причиной тому могут послужить следующие факторы:

Слишком ранние попытки прикармливания (в 3-4 месяца);

В возрасте 7-8 месяцев еще могут срабатывать младенческие рефлексы;

Возможно сформировались отрицательные ассоциации с началом прикорма, если ребенка заставляли кушать или в тот период было плохое самочувствие;

Может проявлять характер, протестовать, если не нравится вкус конкретного ингредиента.

Общепринятый возрастной ориентир – 6 месяцев, по весу – от 6,5 кг. Любые эксперименты с питанием ранее 4-х месячного возраста не рекомендуются.

Подобная спешка может навредить здоровью, так как организм ещё не вырабатывает необходимые ферменты для усвоения незнакомых ингредиентов.

Ребенок не готов к прикорму с точки зрения физиологии

Изменение пищевого рациона сопровождается сложностями, если малыш не готов по физиологическим параметрам.

Определить готовность можно по признакам:

Ребенок уверенно сидит, может держать ложку руками.

Данные умения позволяют малышу принимать активное участие в процессе, сидеть за общим столом.

При употреблении твердой пищи не наблюдается ее рефлекторное выталкивание языком обратно.

Если ребенок выплёвывает комочки еды либо кормление вызывает рвоту, значит нужно сделать перерыв на две-три недели и повторить попытку.

Отсутствуют негативные реакции со стороны пищеварения.

Организм готов, если не появляются болевые ощущения, вздутие живота, расстройство стула, высыпания на поверхности кожи.

Недостаточная зрелость психологических показателей

Явным проявлением недостаточной психологической подготовки к взрослому меню считается отсутствие пищевого интереса, когда малыш не стремится попробовать еду мамы или папы.

Психоэмоциональная зрелость быстрее формируется у детей, в чьих семьях принято обедать вместе за одним столом. Ежедневное наблюдение за взрослыми приобщает ребенка к новым условиям и значительно упрощает первичный этап прикармливания.

Параметры психологической зрелости:

Активная демонстрация интереса к пище в тарелке взрослого.

Ребенок просит и пытается самостоятельно брать кусочки еды, с удовольствием их съедает.

Всячески проявляет свое недовольство, если родители игнорируют его просьбы.

Важно отличать желание поиграть с кухонными приборами от заинтересованности в еде.

Малыша невозможно ничем отвлечь от понравившегося блюда, отказывается от груди и любимых игрушек, пока не получит желаемое.

Правила и методы преодоления сложностей

Если малыш здоров и готов по основным параметрам к прикорму, можно предложить попробовать половину чайной ложки овощного пюре или каши.

Фрукты – не лучший вариант для первых блюд. Есть вероятность, что после сладкого, малыш не захочет кушать что-то другое.

Детям с нормальной массой тела принято начинать прикорм с овощей, при недоборе веса – с каш.

Доктор считает такой переход самым оптимальным и комфортным по причине наибольшего сходства кефира с молоком.

При отсутствии негативных реакций на продукт, необходимо с каждым днём увеличивать порцию, добавляя по одной ложке, пока не получится выйти на порционную норму по возрасту.

Для формирования правильных пищевых привычек, недопустимо заставлять ребенка есть то, что ему не нравится. Тактика принуждения вызывает обратную реакцию, малыш может совсем отказаться от прикорма.

С момента ввода первой ложки и до выхода на стандартную порцию, следует вводить только по одному продукту, не смешивая несколько ингредиентов.

Поочередное знакомство с разной пищей позволяет наблюдать за реакцией организма, вовремя определять источник аллергии.

Правильные действия родственников помогают упростить процесс ввода нового меню. К наиболее действенным способам относятся:

Совместные трапезы в семейном кругу;

Пробовать пищу лучше на голодный желудок;

Стоит поэкспериментировать с самостоятельным приготовлением блюд либо приобретать разнообразные виды магазинного питания;

При отказе от одного продукта, предлагается альтернативный вариант, приближенный по составу.

Рекомендации по вводу взрослой еды для различных типов вскармливания

Мнение, что есть существенные отличия в схеме перехода с естественного либо искусственного вскармливания к твердой пище, ошибочное.

У детей на грудном вскармливании немного легче усваиваются пищевые продукты, благодаря специальным ферментам из материнского молока.

Развитие пищеварения у детей на смеси происходит с небольшим отставанием.

В обоих случаях следует начинать прикорм с маленьких порций, ориентируясь на особенности развития конкретного малыша, чтобы избежать сбоев в работе пищеварения.

Родителям, которые обеспокоены отказом малыша от прикорма, нужно понимать главную задачу прикармливания – знакомство с твердой едой для комфортного перехода на взрослый стол.

Не стоит переживать, если годовалый малыш признает только овощи или каши, а от мяса отказывается.

Следует предлагать продукт позже, через некоторое время аппетит наладится.

Нет необходимости начинать прикорм ранее полугодовалого возраста для детей на искусственном вскармливании.

Современные смеси адаптированы к употреблению самыми маленькими детьми.

Состав питания максимально приближен по свойствам к грудному молоку, удовлетворяет все потребности растущего организма.

Опытные мамы имеют в своем арсенале маленькие хитрости, с помощью которых легче преодолеть любые проблемы с прикормом.

Если малыш не хочет кушать ложкой, не нужно настаивать. Первое время дети часто берут еду руками. Легче привлечь внимание, используя столовые приборы ярких цветов с детским дизайном.

Иногда в пресную кашу добавляют немного грудного молока или смеси, чтобы сделать вкус еды более привычным.

То же самое можно делать с пюре из овощей, если в чистом виде ребенок его не ест.

Главный принцип при возникновении трудностей с прикормом – это терпение.

Для безопасного знакомства с новыми пищевыми продуктами необходимы поэтапные и согласованные действия всех родственников.

Почему не стоит торопиться с прикормом?

Эксперты в сфере здравоохранения и эксперты в области грудного вскармливания сходятся во мнении, что лучше всего подождать с введением Схема введения прикорма *, пока вашему малышу не исполнится примерно 6 месяцев. В последнее время было проведено большое количество исследований, посвященных этой теме, и большинство организаций здравоохранения обновили свои рекомендации, в соответствии с результатами этих исследований. К сожалению, многие медработники снабжают родителей устаревшей информацией, и многие, многие книги также устарели.

Большинство детей станут достаточно развитыми и физиологически готовыми для введения прикорма в возрасте 6-9 месяцев. Некоторым детям может быть лучше отложить введение прикорма до возраста, более старшего, чем 6 месяцев; например, некоторые врачи рекомендуют подождать с прикормом до года, если в семье кто-то страдает аллергией.
Причины более позднего введения прикорма:

Хотя некоторые из аргументов, приведенных ниже, предполагают, что ваш ребёнок находится на грудном вскармливании, или его кормят только грудным молоком, эксперты рекомендуют отложить прикорм и у детей, находящихся на искусственном вскармливании.
Отсрочка введения прикорма способствует более сильной защите малыша от болезней.
Хотя малыши продолжают получать множество иммунных факторов из грудного молока на протяжении всего времени, пока их кормят грудью, сильнее всего иммунная защита в период исключительно грудного вскармливания. Грудное молоко содержит более 50 известных иммунных факторов, и, вероятно, множество других, ещё неизвестных нам. Одно исследование выявило, что малыши, находившиеся на исключительном грудном вскармливании как минимум до 4х месяцев, на 40% реже страдали отитами, чем дети, находившиеся на грудном вскармливании, и при этом получавшими также иную пищу. Вероятность респираторных инфекций в любом периоде детского возраста значительно сокращается, если единственной пищей малыша на протяжении не менее 15 недель было грудное молоко, и в этот период не вводилось никакой другой пищи (Wilson, 1998). Множество других исследований также связывают продолжительность исключительного грудного вскармливания с его положительным влиянием на здоровье (см. статьи Иммунные факторы в грудном молоке и Чем опасно ).
Более позднее введение прикорма даёт пищеварительной системе малыша время созреть.
Если начать вводить прикорм до того, как пищеварительная система малыша в состоянии справится с новой пищей, она плохо переваривается и может вызвать неприятную реакцию (нарушение пищеварения, газообразование, запор, и т.п.). Маленькие дети усваивают белок не полностью. Кислота желудочного сока и пепсин начинают выделяться с рождения и в течение последующих 3-4 месяцев их активность повышается до уровня взрослого человека. Фермент панкреатическая амилаза» достигает адекватного уровня для переваривания углеводов только приблизительно к шестимесячному возрасту, а ферменты для расщепления таких углеводов, такие как мальтаза, изомальтаза и сахараза не достигают уровня аналогичных ферментов у взрослого человека приблизительно до семимесячного возраста. У детей до 6-9 месяцев, кроме того, наблюдается низкий уровень липазы и солей желчных кислот, поэтому жиры начинают усваиваться так же, как у взрослых, только к этому возрасту.
Более поздний прикорм снижает риск пищевой аллергии.
Уже неоднократно установлено, что при продолжительном исключительном грудном вскармливании сокращается частота возникновения пищевой аллергии (см. Ссылки на материалы по аллергии и Риски искусственного вскармливания). В период с рождения до 4-6 месяцев у детей между клетками тканей тонкой кишки имеются просветы (так называемый “open gut”, или «открытый кишечник»). Это означает, что через эти просветы в кровоток могут свободно проникать крупные макромолекулы, включая цельные белки и патогенные факторы. Для ребёнка, находящегося на грудном вскармливании это замечательно, так как благодаря этому полезные антитела из грудного молока легче проникают в кровеносную систему ребёнка, однако это также означает, что с такой же лёгкостью туда могут проникать крупные молекулы белков из другой пищи (что может спровоцировать аллергические реакции в будущем) и болезнетворные микроорганизмы. В первые 4-6 месяцев, пока просветы между клетками кишечника «открыты», антитела (иммуноглобулин А), содержащиеся в грудном молоке, выстилают пищеварительный тракт малыша и создают «пассивный» иммунитет, снижая вероятность возникновения заболеваний и аллергических реакций, пока просветы не закроются. Организм ребёнка начинает производить эти антитела примерно в районе 6 месяцев, и просветы между клетками кишечника также обычно к этому моменту закрываются. Подробнее на эту тему в статьях «Как грудное молоко защищает новорожденных» и «Слово в защиту девственного ЖКТ».
Более позднее введение прикорма помогает защитить малыша от железодефицитной анемии.
Введение железа и обогащенных железом продуктов, особенно в течение первых шести месяцев, снижает эффективность всасывания железа у ребенка. Установлено, что у здоровых доношенных малышей, находившихся на исключительном грудном вскармливании в течение первых 6-9 месяцев, уровень гемоглобина и железа в крови был в норме. В ходе одного исследования (Pisacane,1995) учёные установили, что у малышей, находившихся на исключительном грудном вскармливании до 7 месяцев (и не получавших железосодержащих добавок и каш, обогащенных железом), в год уровень гемоглобина был значительно выше, чем у малышей, находившихся на грудном вскармливании, но получавших прикорм раньше 7 месяцев. Учёные не обнаружили ни одного случая анемии на первом году жизни у малышей, находившихся на исключительном грудном вскармливании в течение 7 месяцев, и пришли к выводу, что исключительное грудное вскармливание в первые 7 месяцев сокращает риск анемии. Подробнее в статье «Необходимы ли железосодержащие добавки?»
Более поздний прикорм помогает уберечь малыша от ожирения в будущем.
Ранний прикорм, ожирение и лишний вес у детей взаимосвязанны (К примеру, см. Wilson 1998, von Kries 1999, Kalies 2005)
Более позднее введение прикорма помогает маме поддерживать достаточное количество молока.
Исследования выявили, что прикорм в рационе малышей заменяет молоко, а не дополняет его. Чем больше прикорма съедает малыш, тем меньше молока он высасывает из груди, а чем меньше молока он высасывает, тем меньше его образуется у мамы. Дети, получающие прикорм рано и в больших объемах, часто преждевременно отказываются от груди.
Отсрочка введения прикорма предупреждает новую беременность.
Кормление грудью – самый эффективной способ предотвращения беременности, при условии, что ваш малыш находится на исключительном грудном вскармливании и его сосательный инстинкт и пищевые потребности удовлетворяются у груди.
Прикорм тем легче вводить, чем старше малыш.
Малыши постарше могут есть сами, и у них меньше вероятность пищевой аллергии.
Классический «советский прикорм»
В рамках этого подхода к прикорму наши родственники, а также некоторые медики обычно советуют: вводить прикорм рано, до 6 месяцев (подробнее о сроках ниже), помногу – то есть объем прикорма быстро увеличивается до «нормы» которую ребенок просто обязан съесть; кормления грудью замещаются приемами пищи (то есть еда дается ВМЕСТО кормления грудью). Ребенку вводятся разные молочные продукты – творожки, кефиры; соки (см ниже о соках) и прочее. Прикорм вводится только пюрированной полужидкой пищей, мама всегда кормит ложкой, а малыш сидит в стульчике. Если ребенок не хочет – мама обязана его накормить, поэтому она либо отвлекает ребенка – показывает кукольный театр, мультики, итп, либо уговаривает либо даже заталкивает пищу в рот.

Еда ребенка – это важнейшее мероприятие, которому взрослые уделяют много внимания и сил. Это целая церемония. Еда ребенку всегда готовится отдельно.

Недостатки. Бывает, дети нормально развиваются и едят на этом виде прикорма, однако нередко бывает, что дети отказываются есть так рано так много прикорма, отказываются сидеть в стуле, отказываются есть не то, что родители (а почему мне дают одно, а сами едят другое? непорядок!) и требуют еду с общего стола, кусочки итп. Бывает, что после подобного ввода прикорма дети вообще не могут жевать очень долго и едят только пюре, бывает, что едят только под развлечения-отвлечения. Основная опасность – воспитать в ребенке ненависть к еде и плохой аппетит.

Почему-то многие из нас считают, что дети всегда плохо едят, а вам не кажется что это вообще-то должно быть исключением, а не правилом? Ведь в ребенка заложены природой нормальное чувство голода, нормальный аппетит, саморегуляция этих процессов. Нашим «братьям меньшим» не знакомы проблемы, когда их дети – будучи здоровыми – не хотят есть.

Проблемы, имеющие непосредственное отношение к грудному вскармливанию – две самые частые, это: 1) ребенок очень плохо ест прикорм, т.к. у него возникли негативные ассоциации с процессом еды, и «повисает» на груди, 2) ребенок, напротив, с удовольствием уже в полгода ест прикорм большими порциями, а молоко мамы неожиданно начинает быстро убывать и ребенок переходит на ИВ еще до исполнения ему одного годика.

Итак, подобная методика ввода прикорма очень часто приводит к проблемам, поэтому НЕ РЕКОМЕНДОВАНА консультантами по ГВ, современными педиатрами и психологами.

Введение прикорма (основные принципы)
1 из 3 частей

Что такое прикорм?
Признаки готовности к прикорму.
Для чего нужно вводить прикорм ребенку?

В настоящее время ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) рекомендует кормить ребенка грудным молоком до 2 лет и более. При этом первые 6 месяцев ребенок должен получать исключительно грудное молоко, а начиная с 6 месяцев рацион ребенка ДОПОЛНЯЕТСЯ другими пищевыми продуктами.
Европейское научное общество ESPGHAN считает, что введение дополнительных продуктов желательно в 6 месяцев, но допустимые сроки от 17 до 26 недель.
Американская педиатрическая академия предлагает вводить в рацион младенца дополнительные продукты, обогащенные железом, приблизительно в 6 месяцев и как исключение с 4 до 8 месяцев.
В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОПТИМИЗАЦИИ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 2008-2010 года рекомендуется продолжать грудное вскармливание до 1-1,5 лет и вводить прикормы в возрасте 4-6 месяцев.
Если по каким-либо причинам ребенок переведен на искусственное вскармливание адаптированными смесями, то сроки введения прикорма не отличаются от сроков введения прикорма у детей на грудном вскармливании. Следовательно, все рекомендации по прикормам одинаковы для детей на грудном и искусственном вскармливании.
В Интернете можно найти рекомендации различных стран по срокам введения прикорма.

Что же такое прикорм?
Прикорм – это любые более плотные, чем грудное молоко, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или адаптированную смесь у ребенка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребенка на общий стол. Нужно обратить внимание, что прикорм значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребенка. В этот период ведущая роль сохраняется за грудным молоком (или адаптированной смесью). Основным питанием густая пища становится примерно после года, когда грудное молоко является приятной и весьма полезной добавкой и возможностью дольше сохранить психоэмоциональный контакт мамы и ребенка. Соответственно прикорм можно разделить на «1) пищу переходного периода (это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка) и 2) пищу с семейного стола, или домашнюю пищу (это продукты для прикорма, которые даются ребенку раннего возраста и которые в общих чертах являются теми же продуктами, что и продукты, потребляемые остальными членами семьи)».
В англоязычной литературе прикорм определяется как дополнительное питание – «complementary feeding». В настоящее время не рекомендуется использовать термин «продукты для отъема от груди» – «weaning foods», поскольку прикорм не замещает и не вытесняет грудное вскармливание. Европейское научное общество ESPGHAN определяет прикорм как «все твердые и жидкие пищевые продукты, кроме грудного молока и адаптированных смесей», при этом считает не приемлемым называть адаптированные смеси прикормом.

В России традиционно наряду с термином «прикорм» используется и термин «докорм», которые не следует путать. Несмотря на то, что последний также используется для введения ребенку дополнительных пищевых веществ и энергии, продуктом для докорма практически всегда является адаптированная смесь. Докорм представляет собой жидкую пищу и по своим физическим, химическим и биологическим свойствам подобен грудному молоку. Докорм используется для коррекции питания при гипогалактии и ряде заболеваний у детей, не достигших возраста введения прикорма. Для лактации введение докорма более «опасно», чем введение прикорма. Это связано, прежде всего, с тем, что докорм вводится в раннем возрасте (до возраста 4-6 месяцев), в отличие от прикорма (вводится после 4-6 месячного возраста). В более раннем возрасте любое дополнительное питание вытесняет грудное молоко по «принципу спроса-предложения». Поэтому необоснованный докорм, особенно из бутылочки, всегда приводит к постепенному угасанию лактации и переводу ребенка на искусственное вскармливание. Именно широко распространенное необоснованное тотальное введение докорма молочными смесями в родильных домах России (даже аттестованных на звание ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку») является, наряду с поздним прикладыванием, раздельным пребыванием и пр., отправной точкой к переводу ребенка на искусственное вскармливание. Если же у ребенка всё-таки есть медицинские показания, то в настоящее время возможность относительно безопасно ввести докорм и в дальнейшем вновь вернуться на грудное вскармливание. Также нужно помнить, что после 4 месяцев в случае необходимости (например, недостаточная прибавка) рациональнее ввести прикорм ребенку на грудном вскармливании, но только после активной стимуляции лактации.
В Рунете присутствует информация о так называемом «педагогическом прикорме», который постоянно противопоставляется так называемому «педиатрическому прикорму». Мое мнение по этому поводу можно посмотреть вот тут.
Таким образом, прикорм представляет собой более плотную, чем грудное молоко или адаптированная смесь, пищу для дополнительного введения питательных веществ и энергии ребенку в возрасте 6-8 месяцев (как исключение в 4-6 месяцев), находящемуся на естественном или искусственном вскармливании.

Признаки готовности ребенка к введению прикорма.
Примерно в возрасте 6-8 месяцев исключительно грудное вскармливание у большинства детей уже не может обеспечить полностью потребности растущего организма. У ребенка появляются эмоции и интерес к различным пищевым продуктам. Он уже может проглотить более густую, чем грудное молоко, пищу. Ребенок занимает достаточно устойчивое вертикальное положение. Его пищеварительная система созревает до такой степени, что может воспринимать не только грудное молоко, но и более плотные пищевые продукты. В этот период лактация у мамы приобретает устойчивый характер. Образование и выделение грудного молока «подстраиваются» к любым потребностям ребенка. Поэтому психологические факторы уже в меньшей степени влияют на лактацию, а введение дополнительной пищи не сказывается отрицательно на объеме грудного молока.

Для чего нужно вводить прикорм ребенку? Введение прикорма достаточно ответственный период во втором полугодии жизни. Для дополнения разницы между количеством питательных веществ и энергии, которые поступают с грудным молоком или смесью, и суммарной потребностью ребенка как раз и предназначена «пища переходного периода» (=прикорм), а в дальнейшем и «пища с семейного стола». Для того, чтобы ориентироваться ЧТО, КОГДА и КАК вводить, необходимо понимать, для чего ребенку необходимо введение дополнительного питания во втором полугодии. Принципиально существует две основные цели введения прикорма.

Первая цель – необходимость дополнительного поступления ребенку энергии, витаминов, микроэлементов и других веществ. Так потребление энергии на килограмм массы у младенца в 2-3 раза больше взрослого человека. Поскольку объем суточного питания у ребенка ограничен (во втором полугодии около 1 литра), то необходимо обеспечить его пищей с большей калорийностью. В связи с этим важно понимать, что такое «энергетическая плотность пищи» – количество энергии в единице объема конкретного продукта или блюда. Для определения энергетической плотности достаточно посмотреть, сколько килокалорий содержится в 100 граммах продукта и это значение разделить на 100. Получится цифра, которая показывает количество килокалорий в 1 грамме. Чем энергетическая плотность выше, тем больше энергии содержится в единице объема данного продукта. Так как целью прикорма является дополнительное поступление энергии, то оптимальной энергетической плотностью продуктов прикорма является значение 1 ккал/г и более (100 ккал и более в 100 г прикорма). Для сравнения: энергетическая плотность грудного молока и стандартных смесей составляет около 0,67 ккал/г (в 100 мл содержится примерно 67 ккал), энергетическая плотность каш – от 0,7 до 1,5 ккал/г (в зависимости от рецепта приготовления), овощей – от 0,3 до 2 ккал/г, мяса – от 0,8 до 2-3 ккал/г, растительного масла – более 8 ккал/г. Чаще всего начинают вводить продукты прикорма не с максимальной энергетической плотностью. В дальнейшем, увеличивая объем и частоту прикорма, делая его более густым и добавляя в готовые блюда масло, возможно значимоеувеличение поступления энергии. Если же используются по каким-либо причинам продукты прикорма с низкой энергетической плотностью (около 0,67 ккал/г или меньше), то необходимо более частые кормления ребенка ими. Но введение в большом объеме продуктов с низкой энергетической плотностью (меньше чем в грудном молоке) может иногда уменьшать общее поступление энергии в целом. Поэтому использование низкокалорийных продуктов для прикорма нежелательно. Так, например, в 1000 мл грудного молока содержится 670 ккал. Шестимесячный ребенок в среднем получает не более 1000 мл питания в день. Высосав этот объем грудного молока, он получит около 670 ккал. Если мама даст ребенку 200 г сока (60 ккал), то грудного молока ребенок соответственно высосет 800 мл (536 ккал). В сумме получится, что за день ребенок получит вместо 670 ккал (1000 мл грудного молока), всего 536+60=596 ккал (800 мл + 200 мл = 1000 мл). Если же вместо сока дать 200 г каши (200 ккал), то ребенок получит соответственно 596+200=796 ккал (800 мл +200 г = 1000 мл).
Рекомендуемые ВОЗ потребности в энергии и зависимость энергетической плотности прикорма от частоты кормлений можно посмотреть вот тут.
Вторая цель – ребенку необходимо постепенно перейти от жидкой пищи к обычному домашнему рациону. Сразу он этого сделать не может – ребенок в 6 месяцев кусок мяса есть не будет. Именно в этот переходный период и требуется введение пищевых продуктов, адаптированных для возраста по консистенции и составу. Поэтому прикорм должен быть с одной стороны более плотным (густым, вязким), по консистенции чем грудное молоко или адаптированная смесь, а с другой стороны таким, чтобы ребенок мог бы его проглотить. Как раз пюреобразные блюда отвечают этим требованиям и поэтому являются оптимальными по консистенции для использования в переходный период. В дальнейшем пюреобразный прикорм постепенно заменяется на обычную домашнюю пищу с общего стола к возрасту 1-1,5 года.
Понимая цели введения прикормов, можно решать какие продукты вводить, ориентируясь на национальные, семейные традиции, рекомендации врачей и финансовые возможности. Решая две эти «глобальные» цели, мама одновременно плотной пищей стимулирует у ребенка выработку ферментов, развивает вкус, ощущения, способствует социализации ребенка, развивает мышечный аппарат лица и т. п. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то все дополнительные цели (стимуляция ферментов, развитие вкуса и пр.) достигаются уже при кормлении грудью. Все вкусовые ощущения у ребенка развиваются за счет различных вкусовых оттенков грудного молока, которые зависят от рациона мамы. Именно поэтому дети на грудном вскармливании быстрее привыкают к новым вкусам.
Когда начинать вводить прикорм?
Однозначно указать определенный возраст введения прикорма невозможно. Основываясь на базовых принципах, следуют в ряде ситуаций учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Для здоровых детей наиболее оптимальным возрастом начала введения дополнительной к грудному молоку (или адаптированной смеси) пищи является возраст 6-8 месяцев. При наличии показаний (чаще всего недостаточные прибавки, сохранение значимых срыгиваний, ряд заболеваний и пр.) некоторым детям необходимо более раннее введение плотной пищи, но этот возраст не должен быть менее 4 месяцев. Более позднее введение в 7-8 месяцев возможно при значительных прибавках в массе тела, полном здоровье ребенка или наличии непереносимости отдельных продуктов. При этом необходимо помнить, что введение прикорма после 8 месяцев может приводить к возникновению различных дефицитных состояний (недостаточное поступление питательных веществ, витаминов, микроэлементов и пр.) и формированию пищевого стереотипа, когда ребенок будет есть пищу только в жидком виде до возраста 2-3 лет.
Чтобы безопасно перевести ребенка на «взрослую пищу» необходимо придерживаться ряда правил введения прикормов. Это связано с тем, что дети грудного возраста особенно уязвимы во время переходного периода.

Своевременность
Как уже отмечалось в 1-ой части, оптимальный возраст введения прикорма 6 месяцев. У некоторых детей прикорм может вводиться до 6 месячного возраста, но не ранее 4 месяцев жизни. У здоровых детей прикорм должен быть введен до 8 месяцев жизни. Более позднее введение дополнительных продуктов может приводить к дефициту энергии и питательных веществ, а также формированию пищевого стереотипа, когда ребенок будет воспринимать только жидкую пищу.

Безопасность и адекватность
– введение любых новых продуктов необходимо начинать только здоровому ребенку. Введение нового прикорма не должно совпадать с введением вакцин, переездом ребенка, жарким периодом года и пр.
– вся посуда, которая используется для кормления ребенка, должна быть чистой. Можно её перед использованием обдать кипятком
– блюда прикорма должны быть теплые, но не горячие или холодные
– одновременно не вводят несколько новых продуктов – если будет какая-то реакция, то сложно будет понять на какой именно продукт. Через 5-10 дней возможно повторно попытаться дать этот продукт. Если вновь будет реакция, то отмена минимум на 3 месяца.
– с позиции доказательной медицины данных о преимуществах последовательности введения того или иного продукта или блюда нет, признется лишь необходимость адекватного обеспечения веществами и энергией. Однако не следует начинать введение прикорма с соков и фруктов, которые могут способствовать аллергическим реакциям, кишечным дисфункциям, не обладая при этом значимой для ребенка раннего возраста энергетической и пищевой ценностью
– использование промышленных продуктов прикорма имеет преимущество перед приготовленными в домашних условиях – стабильный состав, качественный белок, адекватный уровень микронутриентов, контроль за уровнем пестицидов и токсических веществ, микробиологический контроль
– возможно использование продуктов прикорма как с пребиотиками, так и с пробиотиками
– при тепловой «домашней» обработке теряется в продуктах прикорма 60-90% витамина С, 20-30% витамина В, до 50% витамина А, 15% кальция, 20% железа
– если нет возможности использовать промышленные продукты, то при приготовлении домашних блюд необходим тщательный гигиенический контроль

Как это делать?
– начинают введение прикорма с пюреобразных (но не жидких!) блюд с постепенным переходом к более «грубой» пище, включающей комочки, кусочки и т.п., примерно к 10-12 месяцам
– новый прикорм вводят обычно утром, чтобы в течение дня наблюдать за реакцией ребенка. Если появляются явные проявления непереносимости (сыпь, выраженные колики, жидкий стул и т.п.), то причинный продукт отменяется
– прикорм можно давать как до кормления грудью, так и после прикладывания. Это завиист от ребенка
– введение нового прикорма начинают с небольшого объема – 1/2-1 чайная ложка
– начинают введение прикорма с монопродукта, в течение 10-14 дней постепенное увеличивая его объем до 100-200 г на одно кормление. Ряд детей (чаще на грудном вскармливании) не съедают более 100-150 г прикорма за одно кормление – это вариант нормы. Нельзя ребенка заставлять съесть больше того, что он съел с удовольствием. Вместо этого можно дать данный прикорм два раза (например, два раза в день по 50 г).
– через 10-14 дней кормления одним продуктом необходимо предложить ребенку другие продукты данного прикорма. Например, если начинали с гречневой каши, то через 10-14 дней необходимо предложить рисовую или кукурузную
– после достижения объема прикорма 50-200 г в него необходимо добавлять масло и фрукты и/или соки в качестве вкусовой добавки
– новый прикорм вводится через 3-4 недели после введения предыдущего
– нужно помнить, что сразу ребенок может отказаться от нового продукта. Иногда приходится до 10-15 раз предлагать, чтобы наконец он начал его есть. Наберитесь терпения
– традиционно одно блюдо дается раз в день. Но ряду детей возможно дробное кормление 2-3 раза в день одним и тем же прикормом. Например, утром – каша рисовая с маслом до 100 г; в обед – каша гречневая с мясом до 100 г
– после введения 3-х основных продуктов прикорма необходимо формировать режим питания, который принят в семье
– в 10-12 месяцев ребенка постепенно переводят на питание домашней пищей с общего стола, но с учетом возраста и рекомендаций здорового питания. При использовании обогащенных промышленных продуктов необходимо подбирать их в соответствии с возрастом (см. маркировку на упаковке).
– принцип «ненасильственного» введения прикорма

На что обратить внимание
– прикормы даются с ложечки
– как только ребенок стал употреблять более или менее значимый объем прикорма (50 г и более), необходимо предлагать ему обычную питьевую воду
– для допаивания не предлагать компоты, чаи и другие жидкости, имеющие сладкий или необычный для ребенка вкус
– рацион ребенка должен быть достаточно разнообразным и включать «любимые» продукты
– каши, овощи, мясо – три основных продукта прикорма, обязательные в рационе
– остальные продукты вводятся для разнообразия блюд, вкуса, запаха и текстуры
– консистенция блюд прикорма должна быть более плотной, чем грудное молоко или адаптированная смесь
– рекомендуется энергетическая плотность продуктов прикорма более 0,67 ккал/г.
– использование низкокалорийных продуктов с энергетической плотностью менее 0,67 ккал/г должно быть ограничено
– возможные варианты последовательности введения трех основных продуктов:
каша-овощи-мясо, каша-мясо-овощи, овощи-каша-мясо, овощи-мясо-каша
– первой кашей всегда является безмолочная каша
– к 8 месяцам в рационе ребенка должно быть не менее 3 кормлений густой пищей в общем объеме 400-600 г
– нет необходимости давать соки и фрукты как отдельное основное кормление – только в качестве вкусовой добавки к блюдам или в качестве десерта
– детям первого года жизни не следует добавлять в прикорм соль и сахар

Чего делать не нужно
– детям до 3 лет не следуется давать бульоны. Они представляют собой экстракт, который обладает раздражающим действием на ЖКТ
– неадаптированные жидкие молочные продукты (молоко животных, кефир и т.п.) не должны использоваться ранее 1 года жизни. Согласно «Национальных рекомендаций...» кефир и его аналоги могут использоваться с 8 месяцев в объеме не более 200 мл. Но оптимальнее начинать вводить их в рацион ребенка с 1 года. В качестве добавки в каши возможно использование коровьего молока после 9-10 месяцев, но оптимальнее для этого использовать молочные смеси
– нет никакого преимущества перед кефиром таких неадаптированных кисломолочных продуктов как наринэ, биолакт, йогурт и т.п. для ребенка первого года жизни.
– нет преимуществ козьего молока перед коровьим молоком и они не используется у детей до 1-1,5 лет для питания
– в рационе ребенка не должны присутствовать 5-10% каши и, тем более, предлагаемые ребенку из бутылочки
– введение в рацион желтка и творога необходимо отложить примерно до 1 года, так как эти продукты не обладают для детей раннего возраст значимой пищевой ценностью в тех объемах, которые рекомендуется. Однако этих объем достаточно, чтобы спровоцировать появление аллергических реакций

В течение первых четырех месяцев жизни младенец питается или только молоком мамы или смесями. К возрасту 5-6 месяцев тех веществ, которые входят в состав молока, уже недостаточно для полноценного роста и развития организма. После того, как крохе исполнится полгода, слизистая оболочка в его горле начинает приспосабливаться к тому, чтобы проглатывать твердую пищу.

Как определить, что пора начинать вводить прикорм? Ребенок должен набрать массу тела, которая превышает его массу при рождении вдвое. Кроме того, он уже должен хорошо научиться сидеть. Еще одно обязательное условие для начала прикорма – это проявление со стороны крохи живого интереса к той пище, которую употребляют старшие.

Приучаем малыша к новой пище

Для начала прикорма идеальным вариантом будет пюре и овощей. Такая пища имеет все необходимые преимущества и характеристики, которые должны быть у новой пищи.

  • В овощном пюре есть минеральные соли, которые помогают формированию и росту костей.
  • Очень много биостимуляторов и витаминов.
  • Клетчатка, которая стимулирует и приводит в норму работу кишечника.
  • Щелочные соли, которые не только улучшают обмен веществ, но и способствуют хорошему дыханию, помогают выводить лишнюю жидкость, а также приводят в тонус нервную системы крохи.
  • Так как в этом продукте нет сладости, ребенок намного лучше будет воспринимать кашу, которая будет вторым прикормом.
  • В таком пюре присутствуют небольшие твердые кусочки. Это поможет глотке приспособиться к более твердой еде.

Начинать прикорм рекомендуется постепенно. Перед 2-м и 3-м кормлением грудью нужно давать по несколько ложечек пищи. В овощное пюре можно налить немного растительного масла, а также 1/2 яичного желтка. Постепенно в течение месяца количество прикорма увеличивают так, чтобы в итоге ежедневная норма составляла 150 г. После этого можно будет заменить им одно кормление или же просто разделить порцию на несколько раз. Важно, чтобы это нравилось ребенку, и не вызывало у него дискомфорт.

Начало прикорма далеко не всегда воспринимается ребенком хорошо. Часто бывает так, что он отказывается есть новую пищу. Так как с самого рождения младенцы очень хорошо ощущают вкус. То они привыкают к тому, что молоко мамы всегда сладковатое. При кормлении очень важно установить контакт с ребенком. Если этого не сделать, то все последующие кормления станут настоящей пыткой и для родителей, и для крохи.

Если вы осуществили несколько попыток накормить кроху пюре, и у вас ничего не получилось, не стоит паниковать. Дети при первом прикорме часто начинают выплевывать пищу, у них даже может начаться рвота.

  • Рвоты бояться не нужно. Скорее всего, это происходит из-за того, что вы слишком затянули период вскармливания.
  • Очень важно учитывать желание малыша, но ненавязчиво и ласково все же заставить его начать есть. Для этого родители используют немало хитростей.

Помочь родителям приучить малыша к прикорму помогут следующие советы.

  • Новую пищу рекомендуется давать, когда ребенок голоден.
  • Важно всегда соблюдать режим. К моменту кормления ребенок уже должен хотеть есть.
  • Нужно попробовать несколько вариантов, и выяснить, какую пищу предпочитает ваш малыш. Одному малышу может нравиться только картофельное пюре или капустное. Другой ребенок может с удовольствием есть любое.
  • Давая прикорм в первый раз, вы можете добавить немного молока или смеси, чтобы сделать пищу слаще.
  • Если кроха не хочет есть одну еду, дайте ему другую. А к первому вернитесь через неделю.
  • Когда вся семья обедает за столом, посадите вместе с вами кроху. Он должен видеть, как взрослые с удовольствием едят разную пищу.
  • Новую пищу рекомендуется вводить постепенно. Одно пюре дают в течение недели, после чего можно попробовать дать другое.

Кроха может отказываться от пищи из-за плохого самочувствия.

Многие родители при кормлении отвлекают ребенка игрушками и играми. Этого делать не стоит. У него сформируется привычка есть во время игры. Кроме того, слюна будет вырабатываться плохо, вследствие чего еда будет плохо перевариваться.

Отличным методом является педагогический прикорм, когда ребенка сажают за стол со всеми и дают ему по крошечному кусочку того, что он захочет.

Что делать, если малыш не хочет есть с ложки

Когда мы начинаем вводить прикорм, то используем ложку. Можно взять серебряную ложечку или пластмассовую с яркой расцветкой. Такое красочное изделие понравится крохе, и он будет есть с большим удовольствием. Сначала можно использовать кофейную, а потом чайную.

В отношении ложки здесь действует принцип: чем раньше, тем лучше. Уже в возрасте 3 месяцев поить водой малыша нужно с ложки. Когда он привыкнет к приборам, с прикормом будет намного меньше проблем.

Если при введении прикорма от ложечки он отказывается, то не нужно наливать еду в бутылочку. Лучше пусть попробует руками. Конечно, он все измажет, но это того стоит. Постепенно он с удовольствием будет есть с ложечки.

Ребенок не хочет есть кашу

С возраста 6-7 месяцев крохе можно начать давать кашу. В первые дни нужно добавлять к рациону по чайной ложечке. Это может быть гречневая или кукурузная каша. Отлично подойдет и рисовая. Количество каши должно увеличиваться очень медленно. Со временем в ежедневное меню должно входить около 150 г каши. В таком возрасте каша для ребенка должна быть сварена на обычной воде или овощном бульоне. Молоко и сахар не добавляют.

Часто бывает так, что кроха просто отказывается даже пробовать кашу. В этом случае родители часто применяют различные хитрости, такие же, как при отказе от употребления овощного пюре. Давая кашу в первый раз, пусть малыш попробует съесть ее в чистом виде. Если он ее выплюнет, в следующий раз добавьте небольшое количество грудного молока. Этот вкус будет более привычным для крохи, и к каше он со временем привыкнет.

Прикорм не всегда является абсолютной заменой материнского молока. Часто это просто дополнение к питанию малыша, которое делает его более полноценным и питательным. Это начало знакомства со взрослой едой, которое должно происходить постепенно и осторожно. При отказе от прикорма родители должны проявить максимум терпения. В любой ситуации молодые родители должны внимательно следить за крохой, присматриваясь к его поведению. Это поможет лучше его понять.

Вам повезло, если малыш с удовольствием воспринимает новые продукты и с лёгкостью заменяют мамино молоко или смесь каким-то новым вкусом. Однако известны случаи и их довольно не мало, когда ребенок не хочет есть прикорм. У родителей начинается паника, они не знают, что делать и как уговорить малыша попробовать что-то новое. Поэтому крайне важно знать, по какой причине это произошло и что делать, чтоб всё наладилось. Именно в этой статье вы найдёте ответы на эти и сопутствующие вопросы.

Когда нужно вводить первый прикорм

Общепринятым считается введение прикорма для детей на грудном вскармливании начинать с 6 месяцев, а для детей на искусственном – с 4. Однако, не стоит забывать, что все дети индивидуальны. И кто-то может быть ещё не готов в таком возрасте начинать ввод новых продуктов. Ничего страшного, можно месяц повременить. Но точно не стоит расширять рацион грудничка до назначенных сроков, даже если он уже тянется к какой-то еде. Пищеварительная система крохи ещё не готова к таким изменениям.

Причины того, что ребенок отказывается есть прикорм

  1. Плохое самочувствие карапуза. Достаточно даже нехорошего настроения.
  2. Сильная жара. В такую погоду и взрослому не особо кушать хочется. Как тут можно винить малыша, который довольствуется жидким маминым молоком или смесью.
  3. Все дети индивидуальны и возможно ваш просто ещё не созрел и ему понадобится дополнительный месяц-два.
  4. Первый прикорм был не достаточно жидким и не той консистенции. Ребёнку важно давать однородную пищу, без комочков.
  5. У малыша могут элементарно прорезываться зубки.
  6. Может малышу просто не пришёлся по вкусу конкретный продукт. И стоит попробовать ввести что-то другое.
  7. Ребёнку каша без соли может показаться пресной и безвкусной.
  8. Карапуза может напугать сильная настойчивость мамы и желание побыстрее увидеть, что её карапуз становится старше. Не стоит принуждать ребёнка и уж точно кричать на него. Это может только спровоцировать развитие фобии.
  9. Малыш может бояться, что этот новый продукт заберёт у него такое любимое мамино молоко. Очень важно, чтоб кроха продолжал получать и грудное молоко во время введения прикорма. А полный отказ от него наступает постепенно и должно пройти достаточное количество времени, прежде, чем это случится.
  10. У малыша появилась аллергия на новый продукт, которую мама не смогла во время заметить. И теперь он мучается, возможно, у него метеоризм , колики . А тут его ещё заставляют что-то кушать.
  11. Ребёнку не больше недели назад была сделана прививка – это тоже может обуславливать потерю аппетита и нежелание что-то пробовать.
  12. Ваш прикорм припал на смену времён года. Как правило, у всех людей в этот период снижается потребность в пище.
  13. Возможно в течении дня ребёнок тратит слишком мало сил, и нет необходимости в дополнительных калориях, ему вполне хватает и маминого молока.

Ошибки молодых родителей

Важно, чтоб вы понимали, что введение прикорма в рацион малыша — это серьезный шаг для него. И этот момент является практически переломным в жизни шестимесячного карапуза. Поэтому до того, как вводить новые продукты, нужно хорошенько изучить все тонкости в этом вопросе.

  1. Малыш должен быть в хорошем настроении. Важно, чтоб мама тоже была жизнерадостной, улыбчивой.
  2. Самый первый прикорм оказывает большое влияние на то, как малыш будет кушать в дальнейшем, и как будет относиться к новым продуктам в своём рационе. Поэтому очень важно, чтоб он прошёл при благоприятной обстановке, в полном здравии малыша и желательно утром.
  3. Главное, чтоб у малыша не возникло плохих ассоциаций с прикормом. Следите, чтоб еда не была слишком горячей или слишком холодной.
  4. Давайте прикорм только в момент бодрствования ребёнка. Не кричите на малыша, если он начинает выплёвывать еду. Возможно, крохе просто не понравился вкус или еда слишком густая, или в ней есть комочки. Кричать вообще никогда не нужно на детей, а особенно в такой ответственный момент. Криками вы только нарушаете психику ребёнка и рождаете у него целый ряд фобий.
  5. Известны случаи, когда малыш, не достигнув возраста прикормов, просит или тянется к какой-то еде. А родители за это на него кричат или могут просто бить по рукам. Этого не нужно делать. Так вы только травмируете ребёнка. И он решит, что кушать ещё что-то, кроме грудного молока или смеси не стоит.
  6. Некоторые мамочки считают, что после того, как ввести прикорм можно полностью прекращать кормление грудью. Однако этого делать нельзя. Процесс отлучения должен занимать не один месяц. Да и вообще, лучше кормить ребёночка грудью до годика, чтоб успеть максимально передать полезные вещества со своим молоком.
  7. Если малыш отказался от какой-то еды, попробуйте ввести её снова, но только уже через месяц.
  8. Процесс прикорма должен быть увлекательным для ребёнка, а не скучным и повседневным. У малыша должно возникать какое-то любопытство, интерес.
  9. Главное, наберитесь терпения. У вас может всё пойти не так красиво, как вы слышали от своих подруг или читали в журналах. Это жизнь, а ваш ребёнок индивидуален. Так что наберитесь терпения и у вас всё получится.

Как правильно вводить прикорм

Очень важно знать и уметь правильно расширять меню грудного ребёнка. Тут вам будут представлены основные пункты, как сделать, чтоб не отбить интерес ребёнка к прикорму, но и стимулировать желание — постоянно пробовать что-то новое.

  1. Прикорм лучше давать с самого утра, как только малыш проснулся и довольно голоден. В такой момент он не будет сильно перебирать продуктами. Чувство голода оно такое.
  2. Не стоит силой запихивать ребёнку новый продукт. Особенно, если вы даёте его после кормления грудью, и малыш может быть банально сытым.
  3. Первые новые блюда лучше смешивать с привычной для ребёнка едой. Чтоб он чувствовал, что в этом новом вкусе всё ещё присутствует мамино молоко или смесь.
  4. Когда малыш отказывается от какого-то овоща или каши. Не стоит опускать руки и думать, что всё закончено. Возможно, вашему пупсу просто не пришелся по вкусу конкретный овощ или каша. Их большое разнообразие, попробуйте другой вариант.
  5. Не стоит полностью исключать не полюбившуюся еду. Попробуйте ввести её ещё раз недельки через две или через месяц. Возможно, ещё не всё потеряно.
  6. Вводите прикорм поэтапно. Если добавили что-то новое в рацион малыша, пусть пройдёт неделя-две, прежде чем в его рационе появится ещё один новый продукт.
  7. Следите за реакцией организма на новые блюда. Очень важно вовремя распознать аллергию и прекратить прикорм таким продуктом.
  8. Можете кушать играя. Расскажите карапузу, какая это еда вкусная и полезная и не думайте, что он ничего не понимает. Поиграйте с ним, как будто это не простая ложечка, а паровозик или самолётик. Я часто пользовалась таким приёмом.
  9. Показывайте малышу пример. И сами на его глазах начните есть то же, что и он.
  10. Откажитесь от идеи кушать с включённым мультиком. Это, как правило, только концентрирует внимание малыша на экране, а еда при этом плохо переваривается из-за недостаточной выработки пищеварительных соков.
  11. Главное, в принципе понять созрел ли ваш малыш для новых продуктов или нет. Не пытайтесь силой ему навязывать еду только потому, что ему уже 6 месяцев.
  12. Не забывайте, что прикорм нужно вводить маленькими порциями, не больше чайной ложки для первого раза. И при правильной реакции организма, постепенно повышать норму.
  13. Нужно помнить, что первые прикормы должны состоять из одного ингредиента, быть жидкой консистенции, однородными по своему составу. Важно, чтоб еда была нормальной температуры и приготовлена из качественных продуктов. Желательно воздержаться от применения соли и сахара.
  14. Не в коем случаи не ругайте ребёнка, если он перевернул (даже специально) тарелку с едой. Таким образом, вы только вызовите отвращение от новой пищи.

Что делать, если ребенок перестал есть прикорм

Если вас лично не коснулась такая проблема, то, наверное, вы сильно удивитесь, если узнаете, что существуют ещё и такие ситуации.

Моя подруга была очень расстроена, когда в один прекрасный момент её ребенок отказался кушать прикорм, хотя до этого времени всё было нормально. Малыш уже два месяца сидел на дополнительном питании. А тут взял и начал выплёвывать, что бы ему ни давали, и даже любимое яблочное пюре. Хорошо, что они быстро догадались, в чём причина такого поведения и смогли всё исправить. Оказалось, что в последнее время кормила его бабушка. А поведение ребёнка стало, таким себе, протестом, он испугался, что бабушка хочет заменить ему маму и начал показывать своими поступками, что только ей под силу с ним справиться.

Есть и другие причины. Возможно, вы только что ввели новый продукт и именно он не понравился крохе. Попробуйте дать ему что-то из того, что он уже хорошо кушал, попробуйте поэкспериментировать со вкусом этого блюда. Может, придётся хоть немного подсолить.

Как вариант, вы могли нечаянно дать малышу слишком горячую или холодную пищу. Вот карапуз и не хочет есть. А если он ещё и обпёкся, то это может надолго отбить желание есть что-то, кроме маминого молока.

Обязательно пробуйте на вкус еду, которую предлагаете малышу, проверяйте её температурный режим. И я не говорю, что нельзя подпускать к процессу кормления кого-то, кроме мамы. Нет, просто будьте готовы к тому, что это может послужить причиной отказа от еды, но далеко не во всех случаях. Некоторые детки с радостью кушают, если их кормит бабушка. Так, например, было у моего сына. Да он и вообще любил с бабушкой проводить много время, лепетать с ней по-своему.

Теперь мы разобрались с возможными причинами отказа малыша от полезной еды. Вы узнали, какие ошибки могут быть совершены при введении новых продуктов. Смогли ознакомиться с тем, как правильно вводить прикорм, чтоб всё прошло гладко. Я надеюсь, что вас не коснутся эти проблемы, а если всё-таки они есть, то желаю, чтоб быстро всё разрешилось и малыш снова смог правильно питаться, а родители смогли успокоиться и перестать волноваться. Здоровья вам и вашим деткам!