Комплексы упражнений для утренней гимнастики для детей старшей группы. Поиграем с ушками

Комплекс №1

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)

Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой ), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. (3-4 раза)

Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц ). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима » дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето »! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. (3-4раз)

- Самомассаж ладоней (« Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться ») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. (3-4раз)

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки ». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). (6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

  • «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
  • « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (
  • « Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
  • « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
  • « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)
  • « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
  • « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

4. Водные процедуры

Комплекс №2

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди (не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)

И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. (3-4 раз)

Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима »- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето !» - раскрываются, расслабляются.

2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)

Ходьба друг за другом (босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. (6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Подсолнух» -Посреди двора золотая голова.

И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

«Морковь» - Закудрявую косу

Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

«Репка» - « Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок».

И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

«Картошка» -

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко - под кустом картошка.

И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

«Капуста» -

Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

«Пугало »

«Кто стоит на палке

С бородою из мочалки

Ветер дует- он шумит,

Ногами дёргает, скрипит»

Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5. Водные процедуры (умывание, обливание прохладной водой).

Комплекс №3

1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)

- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)

А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур!

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

- (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

Самомассаж стоп

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • «Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.(10-15 секунд)
  • «Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице (10-15 секунд)
  • « Хвостик» И .п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
  • «Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
  • Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!

По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)

Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)

Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)

Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)

4. Водные процедуры (умывание, обливание прохладной водой)

Комплекс №4

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)

И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

Игра « Зима и лето». (напряжение и расслабление мышц»)

И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2 . Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя « тропинка» , дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.

  • Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить (4-5 раз)
  • « Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5- раз)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты («лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки». – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- - Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку - Шаг на месте «раз, шагают все на месте. - Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали! - Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» - Выпрямиться. «На четыре потянулись» - Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» - Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»

4. Водные процедуры

Комплекс №5

1. Гимнастика в постели(2-3- мин.)

Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. (тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)

- «Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

Упражнение с обручами.

Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель». На слова « Еле-еле

еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

Дети весело идут, они обручи несут.

(идти друг за другом, держа на плече обруч)

Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять обруч вверх и опустить вниз)

Вот в окошко посмотрели,

И все дружненько присели ( присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)

Дружно сделаем наклон,

И все спиночку прогнём ( наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)

Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)

Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху вниз)

Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)

Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)

4. Массаж спины

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом « паровозиком»,

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше

Бом! Бом! Бром!

Дома, дома, посидите- Постукивание пальчиками

Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками

Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №6

1. Гимнастика в постели.

И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди (не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.

И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.

2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)

Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!

(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):

Утка крякает, зовёт всех утят с собою,

(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)

А за ними кот идёт, словно к водопою.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!

(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)

Не смотри ты на утят-

Не умеешь плавать!

(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • «Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут
  • «Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

  • « Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.

На деревья посмотри-

Прилетели снегири .

  • « Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.

Приговаривая:

Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим

Раз-два, Раз-два!

Будут на зиму дрова"

4. Пальчиковая игра «Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок

(Показать, как летят снежки)

Он превратится в толстый ком.

(Показать руками перед собой большой ком )

И станет ком Снеговиком.

(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)

- Его улыбка так светла (улыбаться)

Два глаза., шляпа., нос... метла...

(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы (« метла»)

Но солнце припечёт слегка-

Увы, и нет Снеговика.

(Развести руки в стороны)

5. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №7

1. Гимнастика в постели (2-Змин.)

И. п. - лёжа на спине, голова, туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.

И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.

2. Коррекционная физминутка. « Прогулка в зимнем лесу» для улучшения зрения (2-3 мин.)

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)

Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)

Справа берёзка в шубке стоит ( Руки отвести вправо и посмотреть на неё). - Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом) - Снежинки в небе кружатся , ( Дважды « фонарики» и посмотреть вверх) - На землю красиво ложатся.( Кружась, присесть). - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на 2-х ногах на месте). -Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!( Руки на поясе, наклоны в стороны) - Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!(Медленно присесть, прячась) - Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон) - Прилетают снегири, ух, красивые, они!( Имитировать полёт птиц) - В лесу красота и покой (Развести руки в стороны) - Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)

3 . Оздоровительный массаж всего тела (2-3 мин.) (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова): - Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки,

А потом ладошкой в лоб-

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз- два- три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Хлопаем, как можно выше.

4. Профилактика плоскостопия(2-3 мин.)

  • Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
  • Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
  • Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс №8

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание.- И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, отпустить, (то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).

Отдыхаем! - И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Детям загадывается загадка: Он пасётся на лугу,

Ест зелёную траву.

Только скажешь ему: «Но!»

Понесётся он легко. (Конь)

2.Физминутка « Цок-цок-цок» (2-3мин)

Громко цокают копытца (Ходьба на месте)

По мосту лошадка мчится (Прямой галоп)

Цок –цок-цок! За ней вприпрыжку

Жеребёнок и мальчишка (Поскоки друг за другом)

Цок - копытца жеребёнка (Топнуть правой ногой) Цок - каблук о доски звонко (Топнуть левой ногой) Понеслись, лишь пол клубится («Моталочка» руками) Всем пришлось посторониться (Попятиться на пятках назад)

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • «Почки-листочки» И.п.- поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак - « почки» разжать кулаками - « распустились листочки».Поднять руки вверх и повторить то же самое;
  • Наклоны в стороны;
  • «Кустик дерево» И.п. - стоя, руки в стороны; на 1- присесть, руки вперед; 2- вернуться в и.п.; 3- встать на носки, руки вверх; 4- вернуться в и. п;
  • « Где берёзка, где рябина?» И.п. - ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;
  • «Достань веточку»: высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.

4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

  • Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
  • Ходьба с разными положениями стоп - на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
  • Ходьба боком по толстому шнуру.
  • Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

5. Водные процедуры (умывание, обливание, рук прохладной водой)

Комплекс №9

1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)

Потягивание. И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить.(то же самое - поочередно левой рукой, правой и левой ногой).

- «Отдыхаем» И.п.- лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

  • Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждет! (Ходьба по кругу)

  • Мы шагаем друг за другом, Летом и весенним лугом.

Мы походим на носках. ( Ходьба на носках, подняв руки вверх)

  • Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки. (Ходьба на пятках, спрятав руки за спину)
  • Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. (Лёгкий бег на носках, делая плавные махи руками)
  • Раз, два, три, четыре, полетели, закружились. (Кружение на носках на месте).
  • Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг. ( ходьба с высоким подъёмом колена)

  • Мы растём, растём, мы цветём, цветём. (Берут по цветку в каждую руку, поднимают их вверх и опускают до уровня груди)
  • Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два. (Повороты вправо- влево с отведением цветка в сторону)
  • Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть. (Глубокое приседание, вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу)
  • К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. (Наклоны вниз)
  • А теперь легли все дружно, делать так руками нужно. (Лёжа на животе, поднимают верхнюю часть туловища, и делают руками круговые движения, как при плавании)
  • Видим, скачут на опушке Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)

  • Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас. (Шаг марша)

3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

  • Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить (4-5 раз)
  • «Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперёд на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5 раз)

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Литература:

1. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. - С-Петербург: Детство- пресс, 2005.

2. Козырева О.А. Лечебная физкультура для дошкольников.- Москва: Просвещение, 2006 .

3.Тульчинская В.Д. Здоровый ребёнок.- Москва: АНМИ, 1998.

4. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. – Дошкольное воспитание. 2007.

Гимнастика для детей имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития и роста ребенка. Чем раньше приобщать детей к спорту и физкультуре, тем больше гарантии, что молодое поколение вырастет крепким и здоровым. Современный ребенок все больше время проводит, находясь у телевизора или за компьютером, поэтому занятия физкультурой ему жизненно необходимы.

Неоспоримая польза гимнастики.

Происходит закаливание организма. Укрепляется иммунитет и выносливость. Рекомендуется проводить занятия на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Вырабатывается навык правильно дышать. Во время ритмичных движений совершенствуется общая техника дыхания, увеличивается глубина вдоха.

Развивается координация движений, умение «чувствовать» свое тело в пространстве. Движения ребенка становятся более «гармоничными».

Укрепляются все органы молодого организма. Особенно полезна гимнастика для детей для развития опорно-двигательного аппарата. При физических занятиях вырабатывается правильная осанка. Натренированные мышцы брюшного пресса обеспечивают правильное функционирование органов пищеварения. Активизируются обменные процессы, способствующие очищению организма от токсинов. Ускоряется поток крови, улучшается работа нервной системы.

Получение новых познавательных навыков. При занятиях гимнастикой ребенок узнает и запоминает геометрические фигуры (хождение по кругу, квадрату), определяет стороны (поворачивается по команде направо, налево), учится маршировать под музыку, вырабатывается необходимый ритм движений.

Виды гимнастики для детей.

  1. Основная гимнастика. В основе этого вида – общеразвивающие, строевые и основные движения. Может использоваться гимнастический и спортивный инвентарь – мячи, скакалки, обручи. Подбор упражнений и дозировка проводится индивидуально.
  2. Художественная гимнастика. Этот вид более спортивной направленности и имеет отличительную особенность – обязательные элементы танца под музыку. Занятия носят эмоциональную «окраску», способствуют эстетическому воспитанию, развитию гармонии, красоты и грациозности движений. Широко используются упражнения с предметами: ленты, флажки, мяч, обруч.
  3. Гигиеническая гимнастика. Физические упражнения сочетаются с закаливающими водными и воздушными процедурами, массажем. Эта гимнастика для детей полезна для укрепления здоровья и иммунитета.
  4. Акробатическая гимнастика. Включает некоторые элементы акробатики, которые ребенок выполняет при помощи взрослых. Упражнения на растяжку и кувырки требуют особого осторожного подхода.
  5. Прикладная гимнастика. К ней относится лечебная гимнастика или физкультура, способствующие восстановлению здоровья при помощи специального комплекса упражнения. Исправляется осанка, улучшается состояние нервной системы, нормализуется общее поведение и настроение ребенка.
  6. Ритмическая гимнастика. В принципе – это основная гимнастика, проводимая под музыкальное сопровождение. Способствует развитию у детей чувства ритма, мышечной свободы, выразительности движений.

Упражнения для детей младшего дошкольного возраста (до пяти лет).

В этом возрасте малыши только знакомятся с азами гимнастики для детей с помощью элементов игры. Следующие упражнения повторяйте с ребенком пять-шесть раз. Чтобы не было усталости - периодически делайте перерывы.

«Часики»

Ребенок стоит прямо, опустив руки и расставив немного ноги. Затем начинает двигать руками попеременно, одной вперед, другой назад, и наоборот, произнося «Тик-так».

«Дотянись вверх»

Малыш стоит, ноги на ширине плеч. При входе поднимает руки вверх, при медленном выходе – опускает, произнося «У-уух».

«Дровосек»

Исходное положение – ноги поставить врозь, руки поднять и соединить вместе. Наклоняясь вперед при выходе, заводить соединенные руки между ног. Подниматься при вдохе, руки вверх в обратное положение.

«Волна»

Ребенок ложится на пол, руки лежат по швам, ноги вытянуты вместе. Одновременно делая вдох, малыш поднимает руки вверх над головой, опускает за голову на пол. Делая выдох, двигает ими в обратном направлении и медленно говорит «Вни-иии- из».

«Шарик»

Малыш ложится спиной на коврик, сложив руки на животе, и представляет, что внутри у него надутый воздушный шарик. Ребенок, медленно вдыхая воздух через нос, надувает «воздушный» животик, затем дыхание необходимо задержать на 1-3 секунды. При медленном выдыхании через рот – животик сдувается. Чтобы малышу было интереснее, можно положить на живот маленькую подушечку или мягкую игрушку.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста (пять-семь лет).

Основная задача гимнастики для детей этого возраста – подготовка к школьным физическим занятиям. Дети могут выполнять задания самостоятельно, постепенно усложняя: применяется гимнастическая палка, однородные предметы (например - два флажка).

«Ворона»

Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч. Руки опущены. При вдохе разводит их широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».

«Поезд»

Ребенок стоит прямо, руки опущены. Затем, выполняя сгибание рук в локтях, делает ими круговые движения, как поезд. Можно одновременно присоединить медленный бег на месте.

«Повороты направо, налево»

Ноги на ширине плеч, палка держится двумя руками за спиной. Туловище в среднем темпе поворачивать направо, затем налево. Дыхание ровное.

«Шаги через палку»

Ребенок стоит, наклоняясь вперед. Палка держится впереди в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.

«Лодочка»

Ребенок ложится на живот, руки расположены впереди него на полу вытянутыми. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.

Занятия гимнастикой для детей уникальны тем, что ими можно заниматься не только в специально оборудованном зале, но и на прогулке, на спортивной площадке. Важно просто соответственно подбирать упражнения. Если ваш ребенок увлекся спортом, ему нравятся занятия , то лучшим полезным подарком для него будет приобретение готового спортивного уголка или детского спортивного комплекса.

комплексы утренней гимнастики

сентябрь

1 неделя,2 неделя

1 ввод.часть Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на носках, пятках, на полной стопе; бег врассыпную, построение в 3 колонны с назначением ведущих - следить за осанкой, дыханием.

2 основ.часть О.Р.У. (без предметов)

1.И.п. : ноги на ширине ступни, руки внизу. Поднять через стороны руки в верх, хлопнуть в ладоши. Опустить руки через стороны, верн.в и.п. (5-6 раз)

2.и.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в и.п..Тоже в другую сторону (по 3 раза) 3.И.п. - стойка ноги на ширине ступки, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в и.п. (5-6 раз)

4.И.п.- стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны: наклонить вперед и коснуться пола между носками ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в и.п. (5 раз).

5.И.п.- стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза).

3 заключ.часть

сентябрь

3 неделя, 4 неделя

1 ввод.часть Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на носках, пятках, на полной стопе; бег в рассыпную, построение в 3 колонны с назначением ведущих - следить за осанкой, дыханием.

2 основ.часть О.Р.У. (без предметов).

1.и.п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1- руки в стороны; 2- руки вверх, поднимаясь на носки; 3-руки в стороны; 4-верн. в и.п. (5-6 раз)

2.И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки за голову. 1- поворот туловища вправо, руки в стороны; 2- верн. в и. п. Тоже влево. (6 раз).

3. И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки вниз. 1- руки в стороны; 2-наклон к правой (левой) ноге,косн. пальцами рук носков ног; 3-выпрямиться; 4-верн. в и. п. (6 раз)

4.И.п. -о.с. руки на пояс. 1-2 присесть, руки вынести вперёд; 3-4- вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5.И.п.- осн. стойка пятки вместе, носки врозь, руки вниз. 1- правую ногу в сторону, руки в стороны, 2-, вернуться в и.п. Тоже влево. (5-6 раз).

6.И.п. - основн. стойка руки на пояс. 1- прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2- вернуться в исход. положение (3-4 раза).

3 заключ.часть Спокойная ходьба - восстановить дыхание детей. Упр-я на дыхание.

ноябрь

1 неделя, 2 неделя

1 ввод.часть. Ходьба и бег между кубиками, ходьба на носках, пятках, бег врассыпную, ходьба на всей стопе. Построение в 3 колонны.

2 основ.часть . О.Р.У. с кубиком.

1. И.п. - стойка на ширине ступни, кубик в правой руке. Поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку, опустить руки. Поднять через стороны руки и передать кубик из левой в правую руку вернуться в и.п.(4-5 раз) .

2.И.п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. Присесть, поставить кубик на пол, руки на пояс. Присесть, взять кубик, выпрямиться, вернуться в и.п. (5-6 раз).

3.И.п. - стойка на коленях, кубик в правой руке. Поворот вправо (влево) положить кубик у носков ног, выпрямиться, вернуться в и.п. (по 3 раза в каждую сторону).

4.И.п.- сидя, ноги врозь, кубик в правой руке. Наклониться вперед, положить кубик у носка правой (левой) ноги, выпрямиться, руки на пояс. Наклониться вперед, взять кубик, вернуться в и.п. (5-8 раз).

5. И.п. - ноги слегка расставлены, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой.

3 Заключ.часть

ноябрь

3 неделя, 4 неделя

1.Ввод.часть . Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя изменить направление; ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, руки на поясе; переход на обычную ходьбу, бег врассыпную, построение в 3 колонны.

2.основ.часть . О.Р.У. с гимнастической палкой.

1.И.п.-основная стойка палка вниз.1- палку вперёд; 2-поворот палки вертикально,опуская правую руку вниз, поднимая левую руку вверх; 3- палка горизонтально. Тоже влево; 5 - палка горизонт., 6- вернуться в и.п. (5-6 раз).

2.И.п. -осн. стойка палка вниз хватом сверху.1 -шаг правой ногой вправо, палку вверх; 2 -и. п. Тоже влево (5-6 раз).

3.И.п. - основ. стойка, палка на грудь, локти согнуты. 1-2- присесть, палку вынести вперёд; 3-4- вернуться в и.п.(6 раз).

4.И.п.- ноги на ширине плеч, палка за головой, на плечах; 1- поворот туловища вправо; 2- исход. положение. Тоже влево (5-6 раз). 5.И.п.-основ. стойка, палка вертикально, одним концом на полу, хват обеими руками. 1-мах правой ногой вперёд; 2 -мах правой ногой назад; 3-мах вперёд; 4-и.п. Тоже левой ногой. (по 3 р.)

6.И.п. -осн. стойка, руки произвольно, палка на полу справа. Прыжки на двух ногах через палку вправо и влево (2-3 раза).

3 Заключ.часть . Ходьба в колонне по одному. Упраж-я на дыхание. Релаксация.

октябрь

1 неделя, 2 неделя

1.Ввод.часть . Ходьба в колонне по одному, с высоким подниманием колен, ходьба на носках, пятках. Построение в 3 колонны.

2.основ.часть . О.Р.У. без предметов.

1.И.п.- основная стойка, руки на пояс.1- правую ногу назад на носок, руки за голову; 2- вернуться в и. п. , тоже левой ногой (5-6 раз).

2.И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- поворот вправо, правую руку вправо; 2- верн. в и. п. Тоже влево (5-6 раз).

3.И.п. -основная стойка руки вдоль туловища. 1- выпад правой ногой вперёд. 2-3 пружинистые покачивания; 4- вернуться в и.п. Тоже левой ногой (по 3 раза)

4.И.п. - стойка на коленях, руки на пояс. 1-2- медленным движением сесть справа на бедро, руки вынести вперёд; 3-4 - вернуться в и.п. Тоже влево (5-6 раз).

5.И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-руки в стороны; 2- наклон вперёд, коснуться пальцами рук носка левой ноги; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4- верн. в и. п. (5-6 раз). 6.И.п.-основ. стойка руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах- левая вперёд, правая назад (3-4 раза)

3 Заключ.часть . Ходьба в колонне по одному. Упраж-я на дыхание. Релаксация.

октябрь

3 неделя, 4 неделя

1.Ввод.часть . Ходьба в колонне по одному, ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную по всему залу. Упражнения в ходьбе и беге с чередованием. Построение в 3 колонны.

2 основ.часть . О.Р.У. без предметов.

1.И.п.- основ. стойка, руки на пояс. 1-2- шаг вправо, руки через стороны вверх, вернуться в и.п. Тоже влево (3-4 раза).

2.И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-2- поворот туловища вправо, руки в стороны; 3-4 - исходное положение. Тоже влево. (5-6 раз).

3.И.п. - основная стойка, руки вниз. 1- руки в стороны; 2- мах правой ногой вперёд, хлопок под коленом; 3- опустить ногу, руки в стороны; 4- исход. положение. Тоже левой ногой (5-6 раз).

4.И.п.-стойка ноги на ширине плеч, руки вниз 1- руки в стороны; 2 -наклон вперёд, косн. пальцами рук правого носка; 3- выпрямиться, руки в стороны; 4-исход. положен. Тоже левой ногой. (5-6 раз).

5.И.п. - стойка ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища произвольно. Прыжки на двух ногах на месте (3-4 раза).

3 Заключ.часть . Ходьба в колонне по одному. Упраж-я на дыхание. Релаксация.

декабрь

1 неделя, 2 неделя

1.Ввод.часть . Ходьба и бег в колонне по одному. Ходьба и бег врассыпную, ходьба на носках и пятках, с высоким подниманием колен. Построение в 3 колонны.

2.основ.часть . О.Р.У. с мячом.

1.И.п.-осн. стойка, мяч в правой руке. 1-2 -руки через стороны вверх, переложить мяч в левую руку; 3-4-и.п. Тоже левой рукой (5-6 раз).

2.И.п. - стойка ноги врозь,мяч в правой руке. 1- наклон вперёд, передать мяч за голенью левой ноги; 2-руки в стороны, выпрямиться; 3- наклон к правой ноге, передать мяч за голенью; 4- и.п. (по 3-4 раза).

3.И.п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке 1-присесть, мяч вперёд, передать в левую руку; 2- верн. в и. п..(5-6 раз).

4.И.п.- стойка в упоре на коленях сесть на пятки, мяч в правой руке. 1-4-наклон вправо, прокатить мяч от себя(по прямой) 5-8 -верн. в и. п. Тоже влево (5-6 раз).

5.И.п. -осн. стойка,мяч в правой руке.. Прыжки на правой и левой ноге попеременно, в чередовании с ходьбой на месте. (2-3 раза).

3 Заключ.часть . Ходьба в колонне по одному. Упраж-я на дыхание. Релаксация.

декабрь

3 неделя, 4 неделя

1.Ввод.часть . Ходьба и бег в колонне по одному. Ходьба и бег врассыпную, ходьба на носках и пятках, со сменой направления. Построение в 3 колонны.

2 основ.часть . О.Р.У. без предметов.

1.И.п.-осн. стойка руки на пояс. 1-руки в стороны; 2- руки за голову; 3- руки в стороны; 4- и.п. (5-6 раз) 2.И. п.-стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1-поворот вправо, руки в стороны; 2- и. п.Тоже влево (5-6 раз)

3.И.п. - осн. стойка руки за голову. 1-2-присесть, руки вперёд; 3-4-и. п..(5-6раз).

4.И.п.- сидя, ноги врозь, руки на пояс. 1- руки в стороны; 2-наклон к правой ноге, косн. пальцами носков ног; 3- выпрямиться,руки в стороны; 4-и.п. Тоже влево (6 раз).

5.И.п. - ноги слегка расставлены, руки на пояс. Прыжки на двух ногах (ноги вмести - ноги врозь), в чередовании с ходьбой на месте,(3 раза).

3 Заключ.часть . Ходьба в колонне по одному. Упраж-я на дыхание. Релаксация.

Комплексы

утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

январь

1неделя 2неделя

1 ввод. часть. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег между предметами, ходьба на носках, пятках, бег врассыпную, ходьба на полной стопе. Построение в 3 колонны- следить за осанкой, дыханием детей.

2 основ. часть. О.Р.У. с обручем

1.И.п.-стойка ноги слегка расставлены, обруч в правой руке.1 -Обруч вперёд; 2-обруч назад; 3-обруч вперёд, с одновременной передачей его в левую руку.Тоже левой рукой. (5-6 раз)

2И.п.Осн. стойка, обруч у груди.1-присесть, обруч вынести вперёд; 2-и.п. . (5-6 раз)

3.И.п. стойка ноги врозь, обруч вниз. 1-поднять обруч вверх; 2-наклон вправо; 3-выпрямиться, обруч вверх; 4-и.п. Тоже влево (6 раз)

4.И.п. сидя, ноги врозь, обруч в согнутых руках у груди. 1-наклон вперёд, коснуться ободом пола; 2- и.п. (5-6 раз)

5.И. п.Осн. стойка в обруче, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах в обруче, в чередовании с ходьбой. (2-3 раза)

6.И.п.-Осн. стойка, обруч вниз. 1-2-обруч вверх, прогнуться, правую ногу назад на носок; 3-4- верн. в и.п. Тоже левой ногой (5-6 раз)

3закл.часть . Ходьба в колонне по одному. Релаксация.

январь

3 неделя, 4 неделя

1Ввод. часть. Ходьба в колонне по одному " змейкой", между предметами; ходьба с перешагиванием через предметы; бег врассыпную, построение в 3 колонны.

2основ. часть. О.Р.У. с флажками

1.И.п.Осн. стойка, флажки вниз. 1-флажки вперёд; 2- флажки вверх; 3-флажки в стороны; 4-вернуться в и. п.. (6-8 раз)

2.И.п.Осн. стойка, флажки вниз. 1-шаг правой ногой вправо, флажки в стороны; 2- вернуться в и. п. Тоже влево (6-8 раз)

3.И.п. сидя на полу, ноги врозь, флажки у груди. 1-2-наклон вперёд к правой ноге, косн. палочками носков ног; 3-4- и.п. Тоже к левой ноге. (6-8 раз)

4.И.п.-стойка в упоре на коленях, флажки у груди. 1- поворот вправо, флажки в стороны; 2- и. п. Тоже влево (6-8 раз) 5.И.п.-осн. стойка флажки вниз. 1-2-присесть, флажки вперёд; 3-4-и. п.(6-8 раз)

6.И.п.осн. стойка флажки вниз.1- прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2- прыжком ноги вместе, вернуться в и.п.. (2-3 раза)

3закл. часть. Ходьба в колонне по одному. упражнения на дыхание. Релаксация.

февраль

1неделя 2неделя

1 Ввод. часть . ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен,бег змейкой, построение в 3 колонны.

2 Основ.часть . О.Р.У. без предметов

1. И.п. осн. стойка руки на пояс. 1-руки в стороны; 2- поднимаясь на носки, руки через стороны вверх; 3- опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4- и. п. . (6-8 раз)

2.И.п.осн. стойка руки на пояс. 1-2- присесть медленным движением, руки вперёд; 3-4- вернуться в и.п. . (6раз)

3.И.п. стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1- руки в стороны; 2- наклон вправо, правая рука вниз, левая вверх; 3- выпрямиться, руки в стороны; 4-и. п. Тоже влево (6-8 раз)

4. И.п. стойка в упоре на коленях, руки с опорой о пол. 1- правую ногу отвести назад, вверх; 2- верн. в и. п. Тоже левой ногой (6-8 раз) 5.И.п. лёжа на животе, руки прямые. 1-2- прогнуться, руки вверх; 3-4 -и.п. (5-6 раз)

6.И.п. стойка ноги вместе, руки произвольно вдоль туловища. Прыжки на двух ногах (ноги врозь - вместе) (3-4раза)

3 закл. часть

февраль

3 неделя, 4неделя

1 Ввод. часть 2 Основ. часть . О.Р.У. с кубиком

1. И.п.осн. стойка, кубик в правой руке. 1- руки в стороны; 2- руки вверх, переложить кубик в левую руку; 3-руки в стороны; 4- вернуться в и.п. . (6-8 раз)

2.И.п. стойка ноги на ширине плеч, кубик в правой руке. 1- руки в стороны; 2- наклон вперёд, положить кубик на пол (между ступнями); 3- выпрямиться, руки на пояс, 4- наклониться, взять кубик, вернуться в и. п. Тоже левой рукой. (5-6 раз)

3.И.п.стойка в упоре на коленях, кубик в правой руке.1- поворот вправо, коснуться кубиком пятки правой ноги; 2- вернуться в и. п., переложить кубик в левую руку. Тоже влево. (6-8 раз)

4.И.п. лёжа на спине,кубик в обеих руках за головой. 1-2- поднять прямые ноги вверх вперёд, коснуться кубиком носков ног; 3-4- вернуться в и.п. (6 раз)

5.И.п осн. стойка, кубик в правой руке. 1-2- присесть, кубик вынести вперёд; 3-4- вернуться в и. п.. (6-8раз) 6. И.п. осн. стойка, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки вокруг кубика вправо и влево. (2-3 раза)

3 закл.часть . Спокойная ходьба. Релаксация.

март

1неделя 2неделя

1 Ввод. часть . Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на носках, руки за головой, обычная ходьба, руки в стороны; переход на бег в врассыпную. Ходьба и бег чередуются, построение в 3 колонны. 2 Основ. часть . О.Р.У. с гимнастич. палкой

1. И.п. осн. стойка, палка вниз, хват на ширине плеч. 1- палку вверх, правую ногу отвести назад на носок; 2- вернуться в и. п. Тоже левой ногой (6-8 раз)

2.И.п. осн. стойка, палка вниз. 1-2- присесть, палку вынести вперёд, руки прямые; 3-4-и.п. (6-8 раз)

3.И.п. стойка на ширине плеч, палка на лопатках, хват сверху; 1- поворот туловища вправо; 2- и. п. Тоже влево (6-8 раз)

4.И.п. - сидя, ноги врозь, палка на бёдрах.1-палку вверх; 2- наклон вперёд к правой ноге, коснуться носка; 3- выпрямиться, палку вверх; 4- и.п. Тоже к левой ноге (6 -8 раз) 5.И. п.- осн. стойка палка вниз. 1- шаг вправо, палку вверх; 2- и.п. Тоже влево (6-8 раз)

6.И.п. осн. стойка, палка на плечах хват сверху. 1- прыжком ноги врозь; 2- прыжком ноги вместе.. (2-3раза)

3 закл.часть . Спокойная ходьба. Релаксация.

март

3 неделя, 4неделя

1 Ввод. часть 2 Основ. часть . О.Р.У. без предметов.

1. И.п. осн. стойка, руки вдоль туловища. 1- шаг правой ногой вправо, руки в стороны; 2-вернуться в и. п. Тоже влево. (6-8 раз)

2.И.п. ноги слегка расставлены, руки на пояс. На счёт 1-3-пружинистые приседания, руки вперёд; 4-верн. в и.п. (6 раз)

3.И.п. стойка ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1-руки перед грудью; 2- поворот вправо, руки в стороны; 3- руки перед грудью; 4 -верн. в и. п. Тоже влево (6-8 раз)

4.И.п.-осн. стойка, руки на пояс. 1 -поднять прямую правую ногу, хлопнуть в ладоши под коленом; 2 - верн. в и.п. Тоже левой ногой (6-8раз) 5.И. п.-стойка в упоре на коленях, руки на пояс. 1-2- сесть справа на правое бедро, прямые руки вперёд; 3-4-верн. в и.п. Тоже влево (6-8 раз)

6.И.п. осн. стойка, руки произвольно. Прыжки на правой и левой ноге попеременно. (3-4раз)

3 закл.часть . Спокойная ходьба. Релаксация.

апрель

1 неделя, 2 неделя

1 Ввод. часть . Ходьба в колонне по одному, переход к ходьбе по кругу. Ходьба и бег змейкой. Ходьба на носках и пятках. Построение в 3 колонны. 2 Основ. часть . О.Р.У. без предметов.

1. И.п.осн. стойка, руки согнуты перед грудью. 1-3-три рывка руками в стороны; 4-верн. в и. п. (6-8 раз)

2.И.п. стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 -наклон вправо; 2 - выпрямиться; 3- наклон влево; 4-и.п. (6-8 раз).

3.И.п.- лёжа на спине, ноги согнуты, ступни на полу, руки вдоль туловища, с опорой на пол. 1- поднять таз, прогнуться; 2- верн. в и. п. (6 раз)

4.И.п сидя на полу, ноги врозь, руки на пояс; 1- руки в стороны; 2- наклон вперёд к правой ноге, коснуться носков ног; 3- выпрямиться, руки в стороны; 4- верн. в и.п. Тоже к левой ноге (6-8 раз) 5.И.п.- осн. стойка, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой (3-4 раза)

6.И.п. -осн. стойка руки вдоль туловища. 1-2- поднимаясь на носки, руки через стороны вверх, прогнуться; 3-4-верн. в и. п.. (5-6раз)

3 закл.часть . Спокойная ходьба. Релаксация.

апрель

3 неделя, 4неделя

1 Ввод. часть . Ходьба в колонне по одному, переход к ходьбе по кругу. Ходьба и бег змейкой. Ходьба на носках и пятках. Построение в 3 колонны. 2 Основ. часть . О.Р.У.с кубиками.

1. И.п. стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1-2-руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4-верн. в и. п. (6-8 раз)

2.И.п. стойка ноги на ширине плеч, кубик в обеих руках. 1- кубик вверх; 2- наклон вперёд, положить кубик на пол; 3- выпрямиться, руки на пояс; 4- наклон вперёд, взять кубик, верн. в и.п. (6-8 раз)

3.И.п. стойка в упоре на коленях, кубик в правой руке. 1- поворот вправо,положить кубик у носков ног; 2- выпрямиться, руки на пояс; 3-поворот вправо,взять кубик; 4- и.п. (6-8 раз)

4.И.п.- сидя на полу, кубик зажат стопами ног, руки в упоре сзади. 1-2- поднять прямые ноги вверх; 3-4- и.п. (6-8раз)

5.И.п. -осн. стойка, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубика (3-4раз)

3 закл.часть . Спокойная ходьба. Упражнения на дыхание. Релаксация.

1 неделя, 2 неделя

1 ввод.часть. Ходьба и бег между предметами, ходьба на носках, пятках, бег врассыпную, ходьба на всей стопе. Построение в 3 колонны.

2 основ.часть . О.Р.У. с обручем.

1. И.п. -осн. стойка внутри обруча. 1- присесть; 2- взять обруч хватом с боков и выпрямиться, обруч на линии пояса; 3-присесть, положить обруч на пол; 4-и.п. (6-8 раз) .

2.И.п. - стойка ноги на ширине плеч, обруч вертикально за спиной, хват рук с боков; 1-поворот туловища вправо; 2-и.п. Тоже влево (6-8 раз).

3.И.п. -осн. стойка обруч вертикально на полу, хват руками сверху. 1-2-опираясь на обод обруча руками, отвести правую (левую) ногу назад-вверх; 3-4-верн. в и.п.(6-8раз) .

4.И.п.- стойка ноги на ширине ступни, параллельно, обруч в согнутых руках перед грудью.. 1-2- присесть, обруч вынести вперёд; 3-4-верн. в и.п. (6-8 раз).

5. И.п. -стоя в обруче, руки произвольно. Прыжок из обруча в обруч.(3-4 раза)

3 Заключ.часть . Ходьба в колонне по одному. Упраж-я на дыхание. Релаксация.

3 неделя, 4неделя

1 Ввод. часть . Ходьба в колонне по одному, переход к ходьбе по кругу. Ходьба и бег змейкой. Ходьба на носках и пятках. Построение в 3 колонны. 2 Основ. часть . О.Р.У. без предметов.

1. И.п.осн. стойка, руки вдоль туловища. 1- руки в стороны; 2- руки к плечам; 3- руки в стороны; 4- и.п. . (6-8 раз)

2.И.п.осн. стойка, руки на пояс. 1- шаг правой ногой вправо; 2- наклон вправо; 3-выпрямиться; 4- и.п.. (6-8 раз)

3.И.п. стойка ноги врозь, руки за головой. 1- руки в стороны; 2- наклон вперёд, коснуться пальцами рук пола; 3- руки в стороны; 4- и. п. (6-8 раз)

4.И.п. лёжа на животе, руки согнуты в локтях перед собой.1-правую ногу назад- вверх; 2- и. п. Тоже левой ногой. (6-8раз) 5.И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1-4-попеременные вращения согнутыми ногами, пауза, повторить (2-3 раза)

6.И.п. осн. стойка, руки на пояс. Прыжки на двух ногах, правой и левой попеременно. (6-8раз)

3 закл.часть . Спокойная ходьба. Релаксация.

Сценарий сюжетной оздоровительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста "Тик-так"


Цель : Удовлетворение естественной потребности детей в движении и ощущении «мышечной радости».
Задачи :
1.Учить детей принимать правильное исходное положение при выполнении упражнений.
2. Развивать у детей психофизические качества при выполнении общеразвивающих и игровых упражнениях.
3. Формирование навыков и развитие мотивации дошкольников к выбору здорового образа жизни.
Оборудование : пособие часы, стрелки, гимнастические палки.

Ход :
Инструктор – У нас в детском саду сломались часы – потерялись все стрелки - и большая и маленькая и секундная, как же мы теперь узнаем, сколько время, и когда начнется утренник, поможете мне отыскать стрелочки?
Дети – Да!


Разминка: ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках. Прыжки на двух ногах. Ходьба правым и левым боком. Ходьба пятки врозь, носки вместе. Бег «змейкой» в течении 1,5 минуты. Дыхательное упражнение.
Инструктор – Для поиска нам нужна тренировка! Готовы?
Дети – Да!
Инструктор
В семь часов пора вставать –
До свидания, кровать!
В восемь - мы уже в пути –
На зарядку нам идти!

Инструктор – Шагом марш!
Дети идут друг за другом, берут гимнастическую палку и выполняют перестроение в 3 шеренги для выполнения ОРУ.

Упражнение с гимнастической палкой (по Пензулаевой Л.И.)
1.Наклоны головы вправо- влево, палка в руках внизу. (4 раза).

2.И. п.- основная стойка, палка внизу. Руки вверх - вернуться в и. п. (4 раза).
И. п.- ноги врозь, палка у груди. Наклон вперед, коснуться пола - вернуться в и. п. (6 раз).
И. п.- основная стойка, палка на полу горизонтально. Шаг правой ногой через палку - приставить левую ногу - шаг назад левой ногой, приставить правую.
(6 раз).
И. п.- стойка на коленях, палка за головой на плечах. Руки вверх - наклон вправо (влево)- выпрямиться - вернуться в и. п. (8 раз)
И. п.- основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. Присесть, развести колени врозь - вернуться в и. п.(6 раз).
И. п. ноги вместе, палка вверху (руки прямые). Прыжки под счет 1-8. (2 раза).
Дыхательное упражнение (4 раза).


Инструктор – На построение шагом марш.
Дети перестраиваются, кладут гимнастические палки в корзину и видят на дне стрелку, подложенную незаметно воспитателем во время ОРУ.
Инструктор – какие молодцы, спасибо, одну стрелочку нашли, продолжим поиск.
Инструктор -
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы стрелочки часов идем искать!
Под стулья мы заглянем,
Ищем, ищем, раз, два, три – нашли?

Дети – Да!
Дети заглядывают под все стулья и находят стрелки, собирают часы, вешают на стену.
Инструктор – поиграем!


Малоподвижная игра « Тик – так»
Дети строятся в круг, они – «цифры». Выбирается ведущий, который закрывает глаза.
Текст:
Тик – так, тик – так!
Ходьба на месте.
Мы всегда шагаем так:
Тик – так, тик – так!
Руки на поясе, наклоны в стороны.
Стрелка, стрелка покружись –
Водящий вытягивает руку вперед.
Час который, покажи.
Водящий кружится и останавливается, тот на кого показывает «стрелка» произносит фразу: «тик – так». Водящий угадывает кто это.Игра повторяется 6-8 раз.
Инструктор -
Вот, часы наши стояли, - (стоят, опустив руки)
А, теперь они идут - (быстрый шаг на месте)
Мы нашли все стрелки вместе, (повороты головы вправо-влево)
И часы висят на месте, (вытягивают руки вперёд)


Разминка под музыку «Часики тик-так, тик-так» (Фиксики)
Дети выполняют движения по показу инструктора – ходьба по кругу, шаги вперед – назад, хлопки в ладоши над головой и перед собой.
Инструктор -
Мы искали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Вместе делаем мы вдох,
Раз, два!
Дружно – выдох!
Раз, два! (4 раза).
Выше руки!
Раз, два! Дышим ровней!
Дети друг за другом выходят из зала.

Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы, у таких детей замедлена моторика речи, наблюдается недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы, координации движений, зачастую, им присущи недостаточная коммуникативная активность, слабо выраженные двигательные умения и навыки, за счет сниженной умственной работоспособности у детей затрудняется формирование познавательного опыта. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий.

Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.

Данная картотека включает в себя игровые упражнения простые по содержанию, хорошо знакомые детям на различные группы мышц содержат элементы корригирующей гимнастики, психогимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Продолжительность игровых оздоровительных упражнений для детей старшего дошкольного возраста не более 10 минут.

Основной целью использования педагогами или родителями в работе с детьми картотеки «Оздоровительные упражнения» является предупреждение мышечного и зрительного переутомления, а так же развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, анализа, синтеза, глазо – двигательной координации, пальцевой моторики, кинестетических ощущений. Картотека «Оздоровительные упражнения» составлена в помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родительскому сообществу.

Гимнастика для глаз

Цель: повышение двигательной активности; глазодвигательной координации; развитие артикуляционной моторики, силы воздушной струи.

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Голова все время находится в фиксированном положении.
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Закрывают глаза ладонями.

Все больного навещают,
Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушенной земляникой.

Смотрит носик вправо-влево,
Резко перемещают взгляд вправо и влево.
Смотрит носик вверх и вниз.
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами по векам.

«Зайка»

Каждый ребенок берет зайчика в руки или любой предмет

Зайка вправо поскакал,
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!

Комплексы коррекционных упражнений

Цель: способствовать повышению двигательной активности; укрепление сводов стопы; развитие двигательно–моторной координации.

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вы¬тянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одно¬временно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши’ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки.

«Пингвины на льдинах»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей.

Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали -немножко.
А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.

Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение.

Скачать полный материал

Авторы:
Меркулова Наталья Геннадьевна,
Бакулина Маргарита Анатольевна,
Мелентьева Лариса Валентиновна,
Пермякова Александра Алексеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти,
г. Тольятти, Самарская область