Академия Моды и Стиля Анны Арсеньевой. От чего зависит темперамент

С юных лет нам знакомо понятие темперамента. Точнее даже не его определение, а разделение людей на сангвиников, меланхоликов, холериков, флегматиков. Но актуален ли такой подход в ХХІ веке? Что такое темперамент? Появились ли более современные классификации? Насколько справедливо утверждать, что темперамент – это основа нашего поведения? Что дает знание своего темперамента или понимание того, какой темперамент у собеседника? Можно ли изменить жизнь, если разобраться в этом вопросе?

Что такое темперамент

Темперамент - это стойкая характеристика личности, определяющая ее жизненную активность и связанная с типом высшей нервной деятельности. В отличие от характера, который формируется и изменяется в течение жизни, темперамент человека закладывается еще до рождения . Он обусловлен наследственными факторами. Поэтому ошибкой будет полагать, что темперамент и характер – одно и то же. Они безусловно взаимосвязаны, но не идентичны. Характер развивается под влиянием темперамента, но еще зависит от воспитания, жизненного опыта.

Слухи о том, что темперамент личности меняется, вызваны неправильным пониманием принадлежности человека к тому или иному психологическому типу. Чистые темпераменты обнаруживаются не так часто . В основном они сочетаются, просто степень их проявления зависит от влияния внешних и внутренних факторов. Например, человек с ярко выраженными свойствами сангвиника, по стечению обстоятельств начинает себя вести как холерик. Кто-то решит, что темперамент изменился. На самом деле, у этого человека были задатки обоих типов темперамента. Просто прослеживался акцент в сторону манеры поведения сангвиника, который сменился импульсивностью холерика.

Типы темперамента

Разделение людей на базовые типы темперамента было сделано еще во времена древних греков. Впервые представления о существовании четырех групп людей сформировал Гиппократ, который выделил (весельчаки), (плаксы), (скандалисты), (пофигисты). Спустя полтысячелетия его идеи были доработаны Галеном. Учение оказалось настолько удачным, что предложенная ними классификация существует до сих пор.

Характеристики темперамента объяснялись доминированием одного из четырех «жизненных соков». У сангвиников преобладает кровь (сангуа ), наделяющая их энергией и весельем. Меланхолики находятся под властью «черной желчи» (мелэне холе ), вселяющей чувство грусти и страха. Холерикам затуманивает разум желчь (холе ), из-за которой они не могут контролировать порывы гнева. Флегматиками руководит «мокрота» (флегма ), успокаивающая и замедляющая их.

Несмотря на то, что такая классификация темпераментов создана давно, не претерпела она существенных изменений даже сейчас. Хотя регулярно предпринимаются попытки обновить наши представления о том, что такое темперамент. Психология развивается, вместе с ней не стоят на месте ключевые постулаты этой науки.

Современные теории темперамента

Четыре базовых типа – это одна из классификаций темперамента. Хотя, стоит отдать должное грекам – самая популярная. Свою лепту в изучение темперамента внесли Карл Густав Юнг, Ганс Юрген Айзенк, Иван Петрович Павлов, Борис Михайлович Теплов и др.

Темперамент по Павлову определяется посредством понимания типа нервной системы. Ученый выделил три основных критерия, позволяющих идентифицировать темперамент. Это сила, подвижность, уравновешенность. Он сопоставил свое учение с классификацией Гиппократа, охарактеризовав известные темпераменты:

  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;
  • Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;
  • Меланхолик – слабый тип.

Павлов доработал имеющуюся структуру, дополнив ее данными из области физиологии высшей нервной деятельности.

Другой советский психолог Борис Теплов по-своему описывал темперамент, определение которого включало динамические характеристики протекания психических процессов. Их силу, а также скорость возникновения, изменения, прекращения.

Карл Юнг в своих работах объединил темперамент и личность , применив понятия и . Он взял за основу стремление человека к коммуникации, либо ориентацию на свой внутренний мир. Также Юнг детально изучил влияние на темперамент каждой из основных психологических функций: ощущения, чувства, мышления, интуиции.

Одну из самых популярных систем, описывающих типологию личности создал Ганс Айзенк. Темперамент, согласно его представлений, помимо экстраверсии и интроверсии, зависит от эмоциональной устойчивости индивидуума. Собрав воедино всю информацию о темпераменте, которая имелась на тот момент, он предложил уникальную методику тестирования личности. Этот подход был назван в честь автора – тест на темперамент по Айзенку . Он позволяет с высокой точностью определить тип темперамента, степень его выраженности в человеке.

Свойства темперамента

Темперамент в психологии рассматривается самым пристальным образом. Чтобы было легче охарактеризовать его типы, учеными проанализировано такие свойства темперамента:

  • Активность – настойчивость и энергичность личности в достижении поставленных целей;
  • Реактивность – уровень непроизвольности (пассивности) человека и его реакций;
  • Соотношение активности и реактивности – показатель, определяющий уровень осознанности человеком собственной роли в жизни;
  • Экстраверсия – взаимодействие с миром;
  • Интроверсия – акцент на «погружение» в самого себя;
  • Пластичность – способность индивидуума приспосабливаться к внешним изменениям;
  • Ригидность – сниженные адаптационные возможности человека;
  • Сензитивность – наименьшая пороговая величина воздействия, способная вызвать ответную психическую реакцию;
  • Эмоциональная возбудимость – подобное свойство, только проявляющееся на эмоциональном уровне;
  • Темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакций организма, включая мимику, жесты, динамику речи.

Характеристика темперамента формируется на основе анализа всех его свойств. Например, флегматики отличаются доминированием интроверсии, повышенной ригидностью и реактивностью, им свойственна пониженная эмоциональная возбудимость, а также темп реакций. Ответную психическую реакцию со стороны флегматика удастся вызвать только приложив ощутимое воздействие, что определяется его «непробиваемой» сенситивностью.

Зачем определять темперамент?

Понимание собственного темперамента заметно облегчает жизнь человеку. Ему становится намного проще искать работу, заводить новые знакомства или строить отношения. Не зная самого себя, человек рискует потеряться в этом мире, не найти свой жизненный путь.

Есть люди, которые утверждают, что темперамент – это психология, вот пусть ученые ним и занимаются. Они однозначно ошибаются, уводя в заблуждение других. Человек самостоятельно может разобраться в вопросе определения своего темперамента. И, прочитав пару тематических статей, понять, что делать с полученной информацией дальше. Узнать свой тип темперамента поможет наш , прохождение которого займет всего пять минут.

Важно разбираться и в темпераменте собеседника, ведь от этого зависит качество диалога, понимание того направления, куда разговор может завести. Бесполезно «грузить» флегматика, подначивать меланхолика, провоцировать холерика, ныть перед сангвиником. К каждому типажу свой подход , и чем раньше он будет найден, тем больше шансов на успешное развитие общения. А поскольку в обществе роль коммуникаций переоценить сложно, то умение выстраивать диалог – одно из важнейших в любом возрасте и социальной среде.

Темперамент – это одна из наиболее популярных тем. Причем справедливо данное утверждение и среди ученых, и среди рядовых обывателей. Просто далеко не все люди знают, чем им поможет понимание своего темперамента. В данной публикации мы ответили на многие вопросы. Актуализировали знания о четырех базовых типах темперамента. Больше информации можно найти в тематических статьях на нашем сайте, где детально рассмотрены все разновидности темперамента. В них содержатся основные признаки каждого из типов, советы по применению этих знаний для построения карьеры и личной жизни

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекраще­ние и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основ­ном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирова­ние характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи /8/.

Учение И.П. Павлова о темпераменте

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлек­сов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных ре­флексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятель­ство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспе­риментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

И.П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противопо­ложное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможе­ния. Отношение силы обоих процессов решает, является ли дан­ный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы по И.П. Павлову - подвижность нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявля­ется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нер­вной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов об­разуют определенные системы, комбинации, которые, по его мне­нию, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа, основываясь на силе нервных процессов, различая силь­ные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешен­ных. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобла­данием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда ос­нованием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не толь­ко по количеству, но и по основным характеристикам соответ­ствуют 4 классическим типам темперамента:

à сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

à сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

à сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

à слабый тип - меланхолик.

Итак, И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной сис­темы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это ас­пекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П. Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как пси­хическое проявление типа высшей нервной системы.

Типология И.П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И.П. Павлова, проводили дальней­шие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, про­водившихся под руководством сначала В.М. Теплова, а затем - В.Д. Небылицына, типология И.П. Павлова была дополнена но­выми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспери­ментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных про­цессов: лабильность и динамичность . Лабильность нервной сис­темы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процес­сов составляют легкость и быстрота образования положитель­ных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследо­ватели придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу — 4, фигурирующему почти во всех работах И.П. Павлова о темпераменте. Прежде всего, подчеркивается значение исследований отдельных фундаменталь­ных свойств нервной системы, в то время как проблема разде­ления на типы отступает на второй план. Поскольку типы обра­зуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществ­ление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне оп­ределенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону инди­видуально-психологических различий.

Типы темпераментов и их психологическая характеристика

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику пси­хической деятельности человека, которые одинаково проявля­ются в разнообразной деятельности независимо от ее содержа­ния, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в по­знавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, осо­бенностях речи и т.п.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характери­стику всех типов темперамента по определенной стройной про­грамме. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие ос­новные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возник­новения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности ре­акций на внешние или внутренние воздействия одинаковой си­лы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодоле­вает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенап­равленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, слу­чайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризуется через скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жес­тов, быстроту ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущест­венно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональ­ной реакции и с какой скоростью она возникает.

Учитывая все перечисленные свойства, Я.


Стреляу дает сле­дующие психологические характеристики основных классиче­ских типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он жи­во, возбужденно откликается на все, что привлекает его внима­ние, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несуществен­ный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко уга­дать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замеча­ет очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая по­вышенной активностью и будучи очень энергичным и работо­способным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить­ся, дисциплинирован, при желании может сдерживать прояв­ление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластич­ность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интере­сов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и буду­щем, экстраверт.

Холерик , как и сангвиник, отличается малой чувствительно­стью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пла­стичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно пре­обладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - ког­да вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и при­спосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает на­выки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. От­личается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как пра­вило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувст­вителен. Мимика и движения его невыразительны, голос ти­хий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, ма­лейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик не­энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспосо­бен.

Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

Динамические черты личности человека выступают не толь­ко во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темпера­мента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельно­сти. Но главное заключается в том, что различия по темпера­ментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, кото­рые можно определить как нормальные. Таким образом, неза­висимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изме­няется способ осуществления самой деятельности.

Еще Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провел исс­ледования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельно­сти как путь к достижению результатов или способ решения оп­ределенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большин­ства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и, прежде всего, сила и по­движность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у че­ловека в таких психических процессах, которые зависят от вос­питания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием харак­терных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая ско­рость реакции у опытного водителя, летчика, боксера - необя­зательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых неко­торыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характе­ристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям.

Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной систе­мой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не до­пускают включения индивидуальных приемов.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона.

Контрольные вопросы

Дайте определение темпераменту_______

К какому типу темперамента Вы относите себя и почему?___

Каким образом темперамент влияет на:

а) Вашу профессиональную деятельность?_______

б) Ваше общение с людьми?____

Размышляя о темпераменте , обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, с которой проявляются у него влечения. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида, индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента .

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции человека, какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.



Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума.

Экстраверсия/интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Учитывая перечисленные свойства, основным типам темперамента можно дать следующие психологические характеристики.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический . Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента .

Сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.

Флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. Как правило, трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Холерик – человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. Возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт.

Меланхолик – человек впечатлительный, с глубокими переживаниями; легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Большинство меланхоликов интровертированны.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются – поведению, убеждениям, волевым и интеллектуальным качествам человека.

В переводе с греческого «характер» означает «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера .

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость), к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но, в известной мере, и к уму (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных и интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность).

Важнейшим моментом в формировании характера является то, как человек относится к окружающей среде, к самому себе, к другим. Эти отношения являются основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства, или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр событий), у других – самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам (не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.).

Деятельность человека, его поведение прежде всего определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности – совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. Итак, черты темперамента и характера образуют практически неделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, характеристику его индивидуальности.

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников – усидчивости, у флегматиков – активности.

Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категоричных суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Чем же объяснить, что жизнь «чеканит» личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего, надо признать, что «исходный материал», действительно, у разных людей не одинаков.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы, склонностью к аффектам. Эти особенности определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти различия в физиологических условиях – лишь первая причина различий характеров людей .

Надо иметь в виду и то, что «сходные условия жизни» (даже в одной семье) – понятие относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего брата, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие и препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

Однако вместе с тем существует много других условий, которые не являются идентичными. Характер – во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя бы было скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием.

Итак, характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу». Система привычных действий и поступков – фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятого характера к уже предвиденным и ожидаемым поступкам – таков путь проникновения в сущность индивидуального характера.

Человек по своему существу деятелен. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти произвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам мы судим о том, что представляет собой человек.

В истории науки получили широкое распространение классификации характера на основе различных признаков. Классификация К. Леонгарда , представленная далее, основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров .

Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада – дистимно. Самооценка устойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.

Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.

Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив.

Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью в делах. В служебных отношениях – бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.

Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем, для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка.

Эмотивный тип . Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем, для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

Демонстративный тип . Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем, люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликтах активен.

Экзальтированный тип (восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме 5

1. Изучите материалы электронных пособий, базовые источники и литературу и составьте мини-глоссарий из пяти терминов по изучаемой теме. Образец представлен ниже.

Введение 3

1. Характер 4

1.1. Характер и его особенности 4

1.2. Строение характера 7

1.3. История учений о характере 9

1.4. Черты характера 15

1.5. Общее описание типов характера 19

2. Темперамент 21

2.1. Тип нервной системы и темперамент 22

2.2. Виды темпераментов по Гиппократу 25

2.3. Темпераменты во внешности и поведении человека 27

2.3.1. Меланхолический темперамент 27

2.3.2. Флегматический темперамент 28

2.3.3. Холерический темперамент 30

2.3.4. Сангвинистический темперамент 32

2.4. Основные свойства тем, характеристика его типов 34

2.4.1. Сензитивность 34

2.4.2. Реактивность, эмоциональность 34

2.4.3. Резистентность 34

2.4.4. Ригидность-пластичность 34

2.4.5. Экстравертированность – интравертированность. 35

2.4.6. Возбудитель внимания 35

3. Есть ли связь между темпераментом и характером 35

Заключение 38

Список используемой литературы 40

Приложение1 41

Приложение 2 42

Приложение 3 43

Приложение 4 44

Введение

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

    Характер

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

1.1. Характер и его особенности

Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.

Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.

Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.

Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:

    Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.

    Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.

    Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества - недобросовестность, безответственность, пассивность и др.

    Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.

Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость, твердость - мягкость, цельность - противоречивость. Сила характера - это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.

Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.

Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским. Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.

Вот что говорят В.А. и М.В. Сухаревы, например, о шведском характере: «Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение. Несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания. Они не любят говорить о себе. Но это не снобизм, не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца - наихудшая пытка находиться в шведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как надо. Если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти невозможно».

А вот выдержка из описания национального характера американца:

«Американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым».

Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других - почти «неприступны». Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть - тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки. В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» - довольно странные личности, чудаки.